Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что выберет Россия – реальную декарбонизацию или «зеленый камуфляж»?

Что выберет Россия – реальную декарбонизацию или «зеленый камуфляж»?

Российское правительство утвердило стратегию низкоуглеродного развития, в соответствии с которой к 2060 году планируется достичь углеродной нейтральности.

К 2030 ожидается сокращение энергетического экспорта. К 2050 году выбросы парниковых газов сократятся на 80% относительно уровня 1990 года.

31 октября в Глазго открылась 26 конференция ООН об изменении климата. В мае этого года Международное Энергетическое Агентство ООН презентовало программу «Net Zero 2050» о достижении нулевых выбросов углерода в атмосферу.

В Шотландию для участия в конференции прибыли лидеры 120 стран мира. Российский президент Владимир Путин и китайский лидер Си Цзиньпин решили не участвовать в мероприятии.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович объяснил «Журналистской правде», в чем противоречие между нежеланием России обсуждать «зеленую» повестку и утверждением стратегии низкоуглеродного развития.

«Стратегия нужна, так как нас ожидает механизм приграничного углеродного регулирования в Европейском союзе (неофициально называют трансграничным углеродным налогом), который будет переложен на поставщиков различных товаров, в том числе российских производителей промышленных товаров. К этому нужно готовиться. Один из вариантов – всячески изображать зеленый курс, например, заниматься «зеленым камуфляжем» (greenwashing), под которым понимается маркетинговая стратегия, демонстрирующая, что Россия движется в сторону «зеленого» будущего, при том что в реальности сохраняет значительную долю нефтегазового комплекса. Это очень похоже на стратегию Норвегии. Она формально тоже «зеленая», а в реальности значительную часть денег зарабатывает на экспорте нефти и газа. Пройдут десятилетия до того момента, как Норвегия перестанет на этом зарабатывать. По крайне мере, десятилетия два-три точно есть, за это время можно добыть и продать много топлива.

Понимает ли наше правительство, где нужно сделать вид, что мы «зеленые», а где нужно действительно что-то менять – это отдельный вопрос. Например, сейчас планируется увеличить железнодорожные мощности в сторону Китая, чтобы поставлять уголь. Это не совсем понятно: если мы готовимся к низкоуглеродному развитию, то зачем тогда вкладывать большие деньги в развитие железнодорожной инфраструктуры для экспорта угля в Китай? Если мы считаем, что уголь будет не нужен, зачем тратить деньги? В этом прослеживается некая несогласованность: где реальные планы по декарбонизации, а где greenwashing? Мы говорим о том, что продолжаем продавать нефть и газ, и параллельно переходим к низкоуглеродному развитию. Отчасти это похоже на опыт Норвегии. Но понимает ли наше правительство, как найти баланс между тем, что мы обещаем и что действительно реализуем?

Участвовать в форумах стоит, хоть они и носят откровенно странный характер. Например, на форуме ООН в Шотландии обсуждается уход от угля как раз в тот период, когда сами страны Европы увеличили потребление угля, цена на который сильно выросла. Это смешно. Россия, чтобы не выглядеть белой вороной, тоже послала туда специальных людей, которые могут порассуждать на тему изменения климата от имени правительства».

Источник: Журналистская правда, 02.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики