Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Александр Перов: Стратегия низкоуглеродного развития России вызовет жесткую критику со стороны мирового сообщества

Александр Перов: Стратегия низкоуглеродного развития России вызовет жесткую критику со стороны мирового сообщества

Правительство по поручению президента подготовило Стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 года. Документ позволит адаптировать экономику к глобальному энергетическому переходу и добиться углеродной нейтральности к 2060 году. Проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов, начнут реализовывать уже со следующего года в таких сферах, как энергетика, промышленность, ЖКХ, также будут затронуты транспорт, строительство и сфера обращения с отходами.

Документ Агентству нефтегазовой информации прокомментировал руководитель управления специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов:

- Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что Стратегия является в значительной мере формальным документом. Обращает внимание, что большая ее часть посвящена всякого рода справочной информации, что позволило сотворить достаточно большой по объему текст. Однако смысловая часть документа весьма лаконична. Фактически главная задача Стратегии - выполнение условий соответствующей статьи Парижского соглашения. Надо было что-то предъявить так называемому «мировому сообществу», это и было сделано. Причем, утвердили Стратегию как раз в самый канун конференции ООН по климату в Глазго. Так что во многом данный документ является лишь галочкой, которую нужно было поставить, поскольку это было обещано в рамках Парижского соглашения.

И всё же в смысловой части Стратегии есть кое-что интересное. Напомним, что более-менее расписаны лишь два сценария из четырех – базовый и интенсивный. Так вот, обращает внимание, что об установлении ценового регулирования выбросов парниковых газов упоминается лишь в интенсивном сценарии. В базовом варианте этот вопрос, ставший «камнем преткновения» российской климатической политики, скромно умалчивается. Это служит хорошим, пусть и косвенным, свидетельством того, что регуляторы пока не стремятся излишне форсировать болезненную для отечественного бизнеса тему введения цены на углерод.

Другим примечательным, но и ожидаемым, моментом стало то, что в Стратегию по итогу решено было не включать цель достижения углеродной нейтральности к конкретной дате. Напомним, что в одном из ее вариантов в качестве таковой назывался 2060 год. По итогу решено было ограничиться очень размытой формулировкой о том, что интенсивный сценарий низкоуглеродного развития позволит достичь углеродной нейтральности во второй половине XXI века ближе к его завершению. То есть, формально Россия как бы не отказывается от цели достижения нулевых выбросов, однако, перенесла этот срок на многие десятилетия вперед. Объявлено об этом со страниц Стратегии весьма неуклюже, что, очевидно, вновь вызовет жесткую критику со стороны пресловутого «мирового сообщества». То есть, в имиджевом плане позиция России здесь очевидно пострадает. Но не критично.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 03.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики