Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Митрахович объяснил, какие факторы тормозят строительство АЭС в Узбекистане

Аналитик Митрахович объяснил, какие факторы тормозят строительство АЭС в Узбекистане

Узбекистан всерьез озадачился вопросом строительства АЭС, сегодня проект проходит оценку с точки зрения транспарентности и экономической целесообразности. Об этом заявил глава МИД республики Абдулазиз Камилов в интервью российским СМИ.

АЭС станет первым объектом атомной энергетики в Центральной Азии, ее запуск запланирован на 2028 год. Реализация проекта предполагается при участии госкорпорации «Росатом», с узбекской стороны стройку курирует национальное агентство по атомной энергетике «Узатом». Начало строительства станции ожидается в 2022 году. На сегодняшний день ведется подготовка к подписанию генеральных контрактов.

 

«Ведется тщательное изучение проекта, причем по нескольким направлениям. Будем изучать отношение к данному вопросу общественности не только Узбекистана, но и соседних государств», — сказал Камилов.

 

Одновременно с этим Узбекистан активно развивает «зеленую энергетику», инвестируя в ветровую и солнечную. О том, может ли это стать поводом для отказа от строительства АЭС в республике, рассказал генеральный директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович.

По словам эксперта, согласно докладу Международного энергетического агентства о развитии мировой энергетики, хотя выработка АЭС будет расти до 2050 года, доля атомной энергетики в выработке всей энергетики снизится. Это произойдет за счет того, что в целом электроэнергетика будет расти быстрее, чем выработка АЭС. Доля атомной энергетики может снизится с 10% до 8% .

 

«Узбекистан — это энергодефицитная страна, потребление энергии там растет, и атомная энергетика, которая позволяет производить большие объемы электроэнергии на компактных установках — решение, которое напрашивается. Но это во многом вопрос политического решения. Мы видим, что у республики больше планы развития солнечной и ветровой энергетики. Руководство озвучило планы построить 5 ветровых и 7 солнечных электростанций. Хорошие планы, и, безусловно, в стране существуют все условия для их реализации. Есть огромное количество пустынь, которые покрыть специальными модулями», — пояснил Сидорович.

 

Покроет ли это потребность населения Узбекистана? В значительной степени — да. Больше половины электроэнергии смогут вырабатывать ветровые и солнечные электростанции, но они имеют свои особенности, из-за чего полностью переходить на альтернативную энергетику сегодня не стоит.

 

«Всем известны естественные характеристики солнечно-ветровой энергетики. Она нестабильна. Солнце ночью не светит, а электроэнергию потребляют не только днем. Поэтому в энергосистеме требуются соответствующие решения, чтобы обеспечивать надежную, стабильную и круглосуточную работу», — объяснил специалист.

 

У Узбекистана большие планы на развитие «зеленой энергетики», уже проведены тендеры и разыграны соответствующие мощности. Первая электростанция мощностью в 100 мегаватт введена в строй в присутствии президента Узбекистана.

 

«Я думаю, что все будет развиваться. И хотя технологии производства электроэнергии, конечно, между собой в какой-то степени конкурируют, с другой стороны, можно строить и атомные электростанции и солнечно-ветровые. Это не выбор "или-или". Они будут дополнять друг друга», — сказал Сидорович. 

Проекты атомной энергетики всегда сложны с точки зрения принятия политических решений. Поэтому неудивительно, что эти проекты достаточно долго обсуждаются и реализуются. Это не просто энергетический выбор, это еще и политический выбор. Большая ответственность лежит на тех, кто принимает такое решение. Солидарное мнение в интервью редакции высказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

По словам аналитика, строительство АЭС накладывает определенные обязательства перед зарубежными партнерами. Нужно будет отчитываться перед МАГАТЭ, возвращать большие деньги, которые были потрачены на строительство станции, договариваться о вывозе отработанного ядерного топлива. Однако это не единственный фактор, который может «тормозить» строительство АЭС.

«У Росатома есть проекты в самых разных странах мира, и я не вижу каких-то препятствий, почему бы и не построить АЭС в Узбекистане. Но наверное, я бы все-таки использовал то, что находится непосредственно под рукой. Узбекистан – газодобывающая и газоэкспортирующая страна. Газа действительно много, поэтому напрашивается решение сделать станцию именно на его базе. Плюсы очевидны: понятно, как она работает; это намного дешевле; механизмы уже отработаны. И этот фактор тоже тормозит строительство АЭС. Под рукой у Узбекистана находятся достаточно большие запасы газа, и, мне кажется, разумно было бы их использовать», — резюмировал эксперт.

Автор: Вячеслав Филиппов

Источник: NewInform, 05.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики