Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские обходные газопроводы осушат украинскую ГТС

Российские обходные газопроводы осушат украинскую ГТС

Контракт с Венгрией позволил «Газпрому» уменьшить транзит газа через Украину, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Запуск «Северного потока – 2» окончательно превратит украинскую ГТС во вторичное направление поставок.  

«Газпром» снизил транзит газа через Украину

Компания «Газпром» увеличила транзит газа через Украину на 56%, до 88 млн кубометров в сутки, но данный объем все равно ниже транзитных требований, которые обозначены в российско-украинском газотранспортном контракте 2019 года.

В рамках пятилетнего соглашения «Газпрома» и украинских контрагентов компания взяла на себя обязательство в 2020 году прокачать через Украину 65 млрд кубометров газа, в 2021–2024 годах – 40 млрд кубометров (109 млн кубометров газа в сутки).

В 2020 году «Газпром» прокачал через Украину 55,8 млрд кубометров газа, что на 38% ниже транзитных показателей 2019 года.

В 2021 году поставки снизятся еще больше: «Газпром» во второй половине года не выкупает транзитных мощностей на Украине и поставляет в Евросоюз по украинскому маршруту меньше газа, чем это оговорено в базовом контракте.  

«Газпром» оплатит Украине выпадающие объемы по принципу «качай или плати», но на рынке формируется новая реальность: значительная часть газового экспорта РФ ушла на «Турецкий поток» и «Северный поток – 1», а украинское направление становится вспомогательным. После запуска «Северного потока – 2» физический транзит газа через Украину еще больше уменьшится.

«Турецкий поток» выходит на проектные мощности

«Несколько стран Юго-Восточной Европы перешли на импорт российского газа через “Турецкий поток”. Самым большим покупателем является Венгрия, и это сразу снизило объемы прокачки российского газа через Украину», – констатирует Юшков.

Государства балканского направления перешли на получение газа с «Турецкого потока». Единственным исключением является Молдавия, с которой «Газпром» договорился о новом соглашении на поставку сырья.

«Венгрия, Румыния, Хорватия, Болгария, Румыния, Сербия и Северная Македония работают не с Украиной, а с “Турецким потоком”. Процесс начался в 2020 году, но контрактные обязательства перед Киевом учитывают это только отчасти», – резюмирует Юшков.  

Из 109 млн кубов газа, которые «Газпром» обязался транзитировать через Украину, 25 млн кубов теперь приходятся на Венгрию.

Компания совершает поставки в Венгрию через «Турецкий поток» и систему интерконнекторов в ЕС, которую называют «Балканским потоком». «Газпрому» придется выплатить Украине выпадающие транзитные объемы без физической прокачки.

Актуальные цифры транзита через Украину соответствуют раскладу сил в ЕС, сформировавшемуся после подписания венгерского контракта.

«Ситуация на европейском рынке непонятна. Цены на газ высокие, а Брюссель длительное время настаивал на том, чтобы котировки были привязаны к споту, все это приводит к снижению закупок у “Газпрома” в европейских странах», – заключает Юшков.

Цены убивают спрос: динамика поставок снижается. Если в первом полугодии «Газпром» повторил рекорд газового экспорта, то летом-осенью с каждым месяцем поставок становится все меньше. Это также бьет по позициям украинского транзита.

«Только чем ближе будут морозы, тем больше европейцы будут потреблять газа. Транзит 85 млн кубометров газа в день через Украину сохранится, это означает выполнение всех контрактных обязательств за исключением Венгрии», – констатирует Юшков.  

Украинская газотранспортная система теряет свое значение, а после запуска «Северного потока – 2» транзит через данное направление может сократиться до 10–15 млрд кубов в год, особенно если спрос на российский газ в Европе не будет расти.

«“Газпром” сегодня добивается создания альтернативы украинской газотранспортной системе в лице “Северного потока – 2”. Пока мы зависим от Украины. Если там что-то случится, “Газпром” не сможет исполнить контрактные обязательства перед европейцами, поэтому “Северный поток – 2” даст потребителям возможность выбирать пути прокачки газа», – резюмирует Юшков.

Запуск «Северного потока – 2» остается подвешенным в воздухе. Проблема упирается в сертификацию проекта, которую Федеральные сети ФРГ (Bundesnetzagentur) отложили до января 2022 года, после чего начнется волокита с одобрением Еврокомиссии.

Украина скоро отойдет на второй план

Украинская компания «Нафтогаз» попросила Германию привлечь ее к сертификации «Северного потока – 2». К процессу германский регулятор подключил Польшу, прибалтов и другие страны, но Украина не входит в ЕС, поэтому ее призывы в Берлине проигнорируют.  

«Европейцы прежде всего думают о себе, украинские интересы для них вторичны. Фактор Украины используется как инструмент давления на Россию и “Газпром”. Когда им нужно покритиковать российских партнеров, они вспоминают про потери Украины, но в реальности данная страна и ее интересы не важны для Германии и Евросоюза», – заключает Юшков.

Европейцы задействовали украинские подземные хранилища, но речь идет о 4 млрд кубов. Это небольшой объем, который зависит от транзита российского газа. Если поставок «Газпрома» через Украину не будет, то и это направление не будет интересно Европе.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 08.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики