Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая монголополия

Газовая монголополия

Улан-Батор считает годы до «Силы Сибири-2»

 

Монголия, по территории которой может пройти газопровод из России в Китай, впервые назвала возможные сроки начала строительства трубы — 2024 год. В «Газпроме» не стали подтверждать или опровергать эту дату, но источники “Ъ” отмечают, что прежде Москва должна договориться о поставках газа с Пекином.

Строительство газопровода «Союз Восток» из России через Монголию в Китай начнется в 2024 году, сообщило монгольское агентство «Монцамэ» со ссылкой на вице-премьера страны Сайнбуянгийна Амарсайхана. По его словам, сейчас технико-экономическое обоснование проекта готово на 70%. Завершить его предполагается до конца года. Сразу после этого ожидается, что правительства Монголии и РФ заключат соглашение о регулировании тарифов и цен, а затем приступят к детальному проектированию и подготовительным работам, которые займут около двух лет. В «Газпроме» эти заявления комментировать не стали.

«Союз Восток» — монгольская часть российского газопровода «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд кубометров газа в год. По ней сырье из Западной Сибири будет экспортироваться в Китай. Меморандум о проведении оценки возможности реализации проекта «Газпром» и правительство Монголии подписали в декабре 2019 года. В октябре российская монополия сообщала, что Россия, Монголия и Китай утвердили схему трассы трубы. Обсуждается не только транзит через Монголию, но и поставка российского газа на рынок этой страны, которая намерена сократить зависимость от угля в электроэнергетике. Параллельно Россия ведет переговоры об участии Китая в финансировании строительства.

Газопровод «Сила Сибири» в Китай мощностью 38 млрд кубометров газа в год «Газпром» запустил в 2019 году. Ресурсной базой являются месторождения Восточной Сибири — Чаяндинское и Ковыктинское. Пока объем поставок в КНР составляет около 10 млрд кубометров (за январь—сентябрь — 7,1 млрд кубометров), планируется нарастить его до 38 млрд кубометров к 2024 году. В конце 2022 года подача газа начнется также с Ковыктинского месторождения.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, считает заявления монгольских властей преждевременными, так как строительство не начнется раньше заключения контракта на поставку газа с Китаем.

Он напоминает, что переговоры с Пекином по «Силе Сибири» затянулись на пять лет с момента подписания рамочного соглашения до заключения договора купли-продажи. Еще пять лет ушло на строительство газопровода.

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что самое сложное в газопроводе через Монголию — это найти экологически устойчивый маршрут по России к югу от Байкала и договориться об условиях контракта на поставку газа с Китаем. Он считает, что с точки зрения завершения ТЭО и детального проектирования заявленный срок в три года — вполне адекватный и даже консервативный. А для коммерческих переговоров может потребоваться как меньше времени, так и существенно больше, полагает он. Но судя по текущим проблемам с энергоснабжением потребителей, Китаю этот газопровод не помешал бы уже сейчас, говорит эксперт.

Господин Гривач отмечает, что строительство на российской стороне логично начинать уже после завершения коммерческих переговоров с Китаем и Монголией. Но, с другой стороны, есть большая стратегическая составляющая с точки зрения объединения западной и восточной ГТС в России и газификации новых регионов — юга Красноярского края и Иркутской области, а также Тувы. Поэтому, считает эксперт, нельзя исключать, что в России работы начнутся раньше с учетом того, что проектирование соединения между западной и восточной частями ГТС началось гораздо раньше монгольского участка, а протяженность и сложность российского участка оцениваются существенно выше.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 12.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики