Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Среднеазиатский газ объявлен новым спасением Украины

Среднеазиатский газ объявлен новым спасением Украины

Среднеазиатский газ является давней мечтой Киева, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Однако чем больше на Украине будут предаваться таким мечтаниям, тем меньше у них шансов сохранить газовый транзит после 2024 года.

Украина ударилась в Центральную Азию

Глава компании «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко заявил, что украинская газотранспортная система (ГТС) значительно удобнее газопровода «Северный поток – 2» из-за наличия резерва труб и относительной близости к месторождениям Центральной Азии.

Витренко давно спекулирует на теме закупок газа в Туркмении, но в целом его предложения являются анекдотом. Туркменский газ может поставляться только через российскую ГТС, и на выходе он в любом случае будет дороже сырья из России.

Про такие идеи не говорят даже в ЕС: у европейцев был проект Nabucco по транзиту туркменского газа через Каспий, Азербайджан, Грузию и Черное море, но его экономические перспективы даже ниже, чем у газопроводной системы через Афганистан.

Витренко, как Ленин с броневика, продолжает вещать про то, что Киев будет покупать газ у Ашхабада, а РФ будет его транзитировать на Украину. Для Витренко такие заявления типичны. В 2020 году чиновник был в течение нескольких месяцев исполняющим обязанности украинского министра энергетики и предлагал перевести все 15 ядерных энергоблоков страны на топливо Westinghouse. 

 

Данное решение гарантированно обернулось бы аварией, а то и техногенной катастрофой, учитывая опыт замены российских ТВЭЛ на топливо Westinghouse на украинских и европейских АЭС. Кроме того, это бессмысленно для атомной энергетики Украины. Там надо менять не поставщиков топлива, а ядерные реакторы, которые скоро израсходуют ресурс, а их замена – десятилетний труд.

Аналогичная ситуация с украинской ГТС. Витренко и Сергей Макогон из компании «Оператор ГТС Украины» на регулярной основе критикуют «Северный поток – 2», используя для этого разные площадки, включая американское издание Politico.

Макогон в одной из статей насчитал, что российская ГТС выбрасывает больше CO2, чем украинская, и сделал вывод, что транзит сырья через Украину оптимальней с точки зрения экологических планов Евросоюза, чем через «Северный поток – 2». Он без всякого стеснения проигнорировал факты, что российская система в десятки раз длиннее, чем украинская, что «Северный поток – 2» построен по новым технологиям и что газотранспортные мощности на Украине израсходовали заложенный ресурс. 

 

Целью риторики Витренко и Макогона является создание благожелательного фона на Западе, но делается это настолько топорно, что никто из западных экспертов не воспринимает украинские аргументы. В ЕС критикуют РФ и «Северный поток – 2» с других позиций.

Украинская политика непрагматична

«Разговоры про среднеазиатский газ являются украинской мантрой, они об этом говорят сто лет в обед, но инфраструктура действительно позволяет работать в этом направлении. Первый газопровод "Союз", проложенный через Украину, был создан для транспортировки газа в восточноевропейские государства из Узбекистана и Туркменистана», – констатирует Гривач.

Через «Союз» более 50 лет назад начались первые советские поставки газа в Австрию и страны Западной Европы. Однако это не значит, что данный маршрут в современных условиях экономически целесообразен.

«Что касается свободной инфраструктуры на Украину, то это следствие строительства альтернативных маршрутов – "Турецкого потока", "Северного потока – 2". В противном случае у украинцев было бы все загружено, а их направление представляло бы собой пороховую бочку, учитывая, как на Украине содержат и обслуживают газотранспортную инфраструктуру», – заключает Гривач

 

Украинская ГТС устаревает, а Витренко не предлагает проектов по ее модернизации. Украина десятки лет систематически не вкладывает нужное количество средств в обслуживание ГТС, из-за чего состояние трубы и оборудования находится на критичном уровне.

«Газ сегодня стабильно транзитируется через Украину благодаря "Северному потоку – 1" и "Турецкому потоку", которые уменьшили объемы прокачки и позволили украинским мощностям справляться с актуальными задачами», – резюмирует Гривач.

Если бы объем транзита через Украину был больше, то это стало бы угрозой для безопасности поставок в Европу. По контракту 2019 года «Газпром» должен поставлять через украинскую ГТС 109,3 млн кубов в день или 40 млрд кубов в год. Компания не будет выкупать дополнительные транзитные мощности, пусть и в последние два дня поставки находятся на контрактном максимуме.

Транзит газа через Украину стоит дороже поставок через «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», не говоря уже про политические риски, которые связаны с данным маршрутом. Украинцы сами лишают себя газотранспортных перспектив. 

 

«Будущее украинской ГТС зависит от ситуации на рынке и состояния инфраструктуры. Если проанализировать, сколько денег вкладывается в поддержание и развитие украинской системы, то это курам на смех. Киев с гордостью рассказывает, что будет вложен 1 млрд долларов в течение десяти лет, однако для такой протяженной системы это даже не копейки, а полкопейки», – констатирует Гривач.

У украинского транзита может быть будущее в том случае, если его адаптировать под нужды рынка и вложить в развитие адекватные деньги, но для этого необходимо заниматься реальной работой, а не мечтать о среднеазиатском газе.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики