Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После угроз Лукашенко прокачка газа по трубопроводу «Ямал—Европа» резко упала

После угроз Лукашенко прокачка газа по трубопроводу «Ямал—Европа» резко упала

Может ли Минск перекрыть российскую экспортную магистраль

12 ноября выяснилось, что объем прокачиваемого по трубопроводу «Ямал — Европа» газа сократился на 40% за сутки. Это случилось на следующий день после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко обрушился на польские власти с угрозой перекрыть поставки газа Европе, если та будет грозить его стране новыми санкциями. Случайное ли это совпадение или белорусский лидер действительно способен осуществить свою угрозу, мы спросили у специалистов энергетической отрасли.

Напомним хронологию событий. Сначала власти Польши предупредили, что могут полностью закрыть границу с Белоруссией из-за кризиса с мигрантами, который возник в последние дни. В четверг, 11 ноября, Лукашенко заявил, что готов жестко ответить на возможные санкции со стороны стран ЕС и Польши. «Мы обогреваем Европу, они нам еще угрожают, что закроют границу. А если мы перекроем природный газ туда?», — сказал белорусский президент.

А буквально на следующий день появились сообщения со ссылкой на данные немецкого газотранспортного оператора Gascade и «Оператора ГТС Украины» о том, что поставки российского газа по трубопроводу «Ямал—Европа» в ФРГ снижаются примерно на 40% — до 450 тыс. кубометров в час, в то время, как через Украину — стабильно держатся на уровне предыдущих двух дней.

Если это не случайное совпадение, то подобная «акция устрашения» Европы (которая до сих пор не вышла из энергетического кризиса, опустошившего ее газовые хранилища и поднявшая цену «голубого топлива» в 3-4 раза) невозможна без участия России. Ведь именно наша страна в лице «Газпрома» является владельцем этой экспортной трубы.

Напомним, что газопровод «Ямал—Европа» протяженностью свыше 2000 километров идет от российского Торжка до германского Франкфурта-на-Одере. Он проходит по территории четырех государств — России, Белоруссии, Польши и Германии. Его проектная мощность — 32,9 млрд кубометров газа в год. Это явно не самый «крутой маршрут» для российского газа в Европу: даже при максимально загруженности трубы она способна обеспечить менее десятой части всех европейских поставок России. Для сравнения: в доковидном, 2019 году газовый экспорт Москвы в Старый Свет составил 310 млрд кубометров.

Как бы то ни было, Кремль сразу же открестился от любых «теорий заговора». Заявление президента Белоруссии по поводу возможной приостановки транзита газа в Европу не согласовывалось с Кремлем, заявил 12 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он заверил, что наша страна будет выполнять свои обязательства по поставкам газа в Европу. «Надежность России как поставщика и как партнера по действующим и будущим контрактам не подлежит сомнению», — сообщил Песков.

Тем не менее, как говорится, «осадочек остался». Может ли в принципе Белоруссия перекрыть газовые поставки из России в Европу? И кто в этом случае пострадает больше всего? Эти вопросы мы адресовали независимым экспертам.

Единственный вариант для Минска перекрыть газопровод «Ямал—Европа» без разрешения «Газпрома» — это отнять данный объект у России, объясняет эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Такое даже теоретически трудно себе представить, хотя ранее белорусская сторона уже отбирала активы «Газпрома». В 2020 году белорусские власти экспроприировали «дочку» Газпромбанка — Белгазпромбанк, которую возглавлял оппозиционер и главный на тот момент политический соперник Лукашенко Виктор Бабарико.

Но одно дело взять под контроль здание в Минске, и совсем другое – колоссальный участок магистральной трубы протяженностью в сотни километров. Юшков напомнил, что за участок «Ямал — Европа», который проходит по Белоруссии, «Газпром» заплатил порядка 5 млрд долларов. В договоре прописано, что Минск не может отнять трубу, но он ее может выкупить при определенных условиях. Для этого нужно вернуть «Газпрому» деньги: те самые 5 млрд долларов плюс еще 2 млрд долларов, что были вложены в развитие газопровода российской стороной за время ее использования. Эта сумма является для сегодняшнего Минска абсолютно неподъемной, уверен эксперт. «Поэтому я думаю, что все эти заявления — блеф, и Лукашенко ничего перекрывать не станет. Зачем ему ещё портить отношения с Россией, когда у него такой конфликт с европейскими странами?» — задается вопросом Юшков.

Иной позиции придерживается директор Фонда энергетического развития, член общественного совета при Минэнерго РФ Сергей Пикин, который считает, что угрозы Белоруссии перекрыть газопровод в Европу могут иметь серьёзные последствия. «Конечно, подобный шантаж – это очень серьёзно. Это другой уровень конфронтации с Евросоюзом, — сказал Пикин. — Такое заявление приводит к росту цен на газ. И цены уже реагируют. Если фактически подобное случится, то это, конечно, будет крайне негативный сценарий для Белоруссии».

При этом эксперт отметил, что реализация сценария взаимных санкций Европы и Белоруссии может создать сторонам конфликта большие трудности, но является выигрышной для России. «Если честно, то для нас здесь одни плюсы – цены вырастут на газ ещё больше. Конечно, отсутствие белорусского транзита приведёт к тому, что придётся по-другому исполнять обязательства по поставкам топлива, например, увеличивать транзит через Украину. Но «Газпром» всё равно исполнит все свои обязательства», – уверен Пикин.

Авторы: Дмитрий Докучаев, Николай Макеев

Источник: МК, 12.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики