Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Зеленый" шторм: как Россия сохранила стабильность в разгар энергетического кризиса

"Зеленый" шторм: как Россия сохранила стабильность в разгар энергетического кризиса

Новости последних недель способны были напугать любого. Очереди на АЗС в Великобритании, драки между водителями за право залить в бак несколько литров драгоценного топлива… В Европе климатологи предсказывают очередную холодную зиму, и на этом фоне, похоже, может приключиться настоящий топливный коллапс.

Видимо, в ожидании этого цены на газ уже несколько раз пересекали критическую отметку в 1000 евро за тысячу кубометров. В США цены на газ и бензин тоже подскочили в два раза; они уже достигли самых высоких показателей за последние 7 лет. В Китае из-за нехватки топлива в 17 из 22 провинций страны были перебои с поставками энергии как на предприятия, так и в жилые кварталы. В итоге Национальное энергетическое управление (местный регулятор рынка) потребовало от угольных и газовых компаний увеличить производство соответственно угля и газа для дополнительной выработки электричества. Зима впереди!

Причины происходящего в каждой стране свои, но в целом уже понятно, что мир находится на пороге глобального энергетического кризиса. А может, он уже вовсю идет?

Причины и последствия

Вообще-то США способны полностью обеспечить себя и газом, и нефтью, и в принципе не зависят от поставок из других стран. Но это в принципе; ныне злую шутку сыграли высокие цены на газ в Азии. В результате ведущие американские компании по максимуму загрузили свои мощности по сжижению газа и гонят его на экспорт. Это очень выгодно! По некоторым оценкам, объем поставок СПГ из США за последний год вырос в 1,5 раза. А что в итоге? Возник дефицит газа на внутреннем рынке, и цены пошли вверх. Параллельно растут цены и на бензин (они в США напрямую зависят от нефтяных котировок). За год цена подскочила в среднем более чем на треть, до 3,3 доллара за галлон (3,8 литра), а в некоторых штатах и того больше. Это серьезно бьет по кошельку рядовых американцев, которые пока еще не пересели на электромобили. (И, похоже, не слишком спешат это сделать: в 2020 году доля электромобилей составляла лишь 1,7% от общего числа проданных автомобилей.)

И на этом фоне, как пишут американские СМИ, президент Джо Байден продолжает терять электоральную поддержку. Объяснить это можно провалами как во внешней, так и во внутренней политике. И один из главных факторов – как раз резкий рост стоимости энергоносителей в стране. Эксперты даже предсказывают, что для выправления ситуации демократам, возможно, придется пересмотреть свою климатическую повестку. А это ведь один из предвыборных «столпов» президентской программы Байдена! И если еще несколько месяцев назад в Белом доме говорили о быстром переходе на возобновляемые источники энергии, то сейчас – о некой «чистой» энергетике, которая может быть и… углеродной.

А что делать? Ведь, по прогнозам экспертов, если не скорректировать быстро энергетическую политику (теперь уже в обратную сторону), то стоимость бензина в США через несколько месяцев может достичь и пяти долларов за галлон. Для Америки, которая всегда гордилась доступным топливом, и для американцев, которые традиционно покупали мощные (и очень прожорливые) автомобили, это почти катастрофа. Со всеми вытекающими (в первую очередь для действующего президента) последствиями.

Очень непростая ситуация сложилась и в Китае. Цены на газ бьют рекорды, нефть дорожает. Случилось это по многим причинам. Во-первых, экономика КНР первой (и очень быстрыми темпами) начала восстанавливаться после пандемии; в результате спрос на электричество опередил предложение. Во-вторых, были многочисленные перебои с поставками топлива из-за остановок крупных морских портов страны в период локдауна из-за того же коронавируса. Это в конце концов привело к росту цен на газ и уголь и далее – к подорожанию и нехватке электроэнергии по всей стране. И, в-третьих, китайские производители борются за снижение выбросов парниковых газов, пытаясь перейти ускоренными темпами на «зеленую» энергетику.

Таково требование партии и правительства. Ведь впереди не только программа декарбонизации экономики, но и Олимпиада 2022 года! Для председателя Си очень важно, чтобы во время зимних Олимпийских игр (они должны пройти в феврале 2022-го) небо над Пекином было голубое, а не серое от смога. Для этого в течение последних лет директивно закрывались многие шахты и работающие на угле ТЭС не только в столичном регионе, но и по всей стране. И вот теперь перебои с электричеством в Китае затронули не только промышленные предприятия, но и население. Во многих провинциях в жилых домах отключались свет, водоснабжение, канализация, пропадали интернет и связь… В результате, говорят, теперь в Китае стихийно увеличивается производство угля, для того чтобы обеспечить бесперебойные поставки электричества.

В свою очередь, как мне кажется, во многом Европу к энергокризису привели невиданные доселе темпы перехода на «зеленую» экономику. Конечно же, надо развивать «зеленую» энергетику, разрабатывать новые виды и способы выработки электроэнергии. Но зачем при этом директивно (и очень жестко, без оглядки на экономические реалии) закрывать тепловые, атомные и прочие «грязные» электростанции, взрывать действующие (и эффективные) угольные шахты? Причем часто никакие доводы против, сколь угодно аргументированные, даже и слушать не хотят. А в результате – нынешние проблемы с обогревом Европы в зимний сезон, катастрофический рост цен на газ…

Вообще вся сегодняшняя ситуация в Европе – это ведь только первый громкий звонок, предупреждающий об опасности. И главное тут даже не пресловутое изменение климата (тут есть и противоположная точка зрения, но кто оппонентов слушает?), а эта безумная попытка совершить переход на новую, «зеленую» энергетику в кратчайшие сроки. Как в старом советском анекдоте: «Даешь пятилетку за три дня!» К чему может привести такая ничем экономически не обоснованная поспешность, мы уже видели – и на примере «быстрого скачка» в Китае во второй половине прошлого века, и, что тут говорить, на собственных исторических примерах… Но история, похоже, никого не учит.

Что мы видим сегодня в Европе? Попытки «перекрыть кислород» атомной энергетике, нефтегазовому комплексу, фактически лишить их всяких перспектив развития инвестиций под «зелеными» лозунгами. А это приводит к прекращению перспективных научно-исследовательских работ по многим направлениям, закрытиям производств, а в итоге – к нехватке энергоресурсов. Пока только в Европе, но это лишь начало. И, возможно, вся сегодняшняя ситуация – это пока лишь «цветочки», предвестники тех потрясений, которые могут ожидать европейскую энергетику, если она и дальше будет идти по «политическому» пути развития.

Недешевое удовольствие

В принципе «зеленая» энергетика стоит дорого. Очень дорого. Можно сколько угодно вести разговоры про чистый воздух, снижение выхлопов СО2, создание «альтернативной энергетики». Но как только речь заходит о конкретных программах, выясняется, что это очень дорого обойдется рядовому налогоплательщику. Вот теперь цены на газ в Европе бьют все рекорды. А как же тысячи ветряков, ими ведь заставили пол-Европы? Оказывается, они могут простаивать месяцами в отсутствие ветров, да еще и очень недешевы в обслуживании.

Солнечные батареи, конечно, штука полезная, но в Северной Европе, где количество солнечных дней в году исчисляется десятками, они практически не работают. В одном исследовании встретил вот такой пример: для того чтобы обеспечить в наших климатических условиях «зеленой» энергией Новолипецкий металлургический комбинат, надо заставить солнечными панелями… всю Липецкую область. А куда жителей-то всех деть, с их городами, селами и проблемами?

Между прочим, даже внутри самого Евросоюза нет общего понимания, что можно считать «зеленой» энергетикой, а что – нет. Франция, где более половины электроэнергии вырабатывается на атомных станциях, требует, чтобы АЭС признали «экологичным источником энергии». И собирается построить еще несколько новых энергоблоков. Примерно так же думают и в Швеции, и в Турции.

А вот Германия взяла курс на полное закрытие АЭС и призывает так же поступить соседей. Несколько лет назад заставили закрыть единственную атомную электростанцию в Литве, только вот никаких криков радости по этому поводу в небольшой прибалтийской стране я не слышал. Наоборот, местные жалуются: раньше у нас было достаточно дешевой электроэнергии и для своих, и за рубеж продавали, а теперь вот покупаем втридорога.

И на фоне нынешнего «газового» кризиса в ряде стран, в первую очередь в Великобритании, всерьез заговорили о том, что нужно расконсервировать закрытые в прежние годы угольные шахты. И уже появились исследования, что современные ТЭС, построенные «согласно новым требованиям безопасности и стандартам энергоэффективности», даже если они работают на угле, далеко не так ужасны, как говорили раньше. Особенно в условиях энергетического кризиса… К тому же производство электроэнергии традиционными способами (уголь, мазут, газ) обходится дешевле примерно на треть, чем на ветряных станциях, и дешевле вдвое, чем ее производство с помощью солнечных батарей. При том что для производства этих самых солнечных экранов используются редкоземельные металлы, которые добывают очень «грязными» способами (с колоссальным ущербом окружающей среде!), а вопрос с их утилизацией до сих пор полностью не решен.

На чем поедем?

А что происходит с автомобилями в этом контексте? Автомобили – это тоже большая часть общей «зеленой» программы, ведь, по данным некоторых исследований, на их долю приходится порядка 40% загрязнения окружающей среды. И карающий «зеленый меч» нынешней экологической революции обрушился на них с особенной силой. Машины с бензиновыми и дизельными двигателями изгоняют из крупных городов и целых регионов, их владельцев собираются обложить драконовскими налогами, а автоконцернам предписано в кратчайшие сроки перепрофилировать производство на выпуск электромобилей.

Но переход к «чистым» автомобилям будет очень и очень недешевым. И заплатить за него придется лично каждому. Чек за так называемый энергопереход выпишут ой какой немаленький, и нынешний энергокризис это воочию показал. Чтобы воздух стал чище (хотя бы в городах), а небо осталось синим, нам всем придется оплачивать очень внушительные счета...

Собственно, мы уже начали это делать. Тот же энергетический кризис проявился в двух десятках регионов Китая, на которые приходится две трети ВВП страны, и проблемы ощутили на себе такие отрасли, как автомобилестроение, производство электроники, металлургия, химпром. Экспорт алюминия из КНР за восемь месяцев этого года снизился более чем на 10%, а стальной продукции – на треть. Все это в целом неизбежно сказывается на цене автомобилей, причем не только китайских. Вы думаете, в регулярном росте цен на автомобильном рынке виноваты только жадные дилеры? Отнюдь! Тут срабатывает по цепочке зависимость: подорожала электроэнергия – выросла цена на сталь, алюминий, пластик. А в конечном итоге автомобильным компаниям тоже придется увеличить стоимость машин для покупателей.

А что будет, если к нынешней электросети подключатся еще миллионы и миллионы электромобилей? Боюсь, в такой ситуации придется чуть (или очень серьезно) скорректировать темпы электрификации автотранспорта. Или заправлять их от энергии, полученной за счет сжигания угля. Неэкологичненько как-то получается.

В нынешнем черно-белом мире одно радует: «другой путь» развития энергетики, избранный Россией, неожиданно оказался верным. Ведь, в отличие от стран Европы, наша страна продолжает развивать все традиционные отрасли энергетики, хотя и пробует силы в новых, «зеленых» направлениях. Может, это происходит от традиционной нашей нерасторопности, но, похоже, в целом стране это оказывается на пользу.

По твердому убеждению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в России никаких предпосылок к проблемам с энергообеспечением нет. То есть наша страна пока оказалась чуть ли не единственным островком спокойствия посреди «идеального экономического шторма». Нас волнует рост цен на бензин? Конечно, волнует! Но он пока не превышает 6% в год. И ежегодная индексация энерготарифов на 3–4% нас здорово раздражает, это факт. При этом я знаю, что стоимость энергоресурсов и топлива в России традиционно сильно ниже, чем в большинстве других стран. И пусть эта разница как можно дольше сохранится.

Автор: Игорь Моржаретто

Источник: Профиль, 13.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики