Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт исключил возможность Киева помешать сертификации «Северного потока – 2»

Эксперт исключил возможность Киева помешать сертификации «Северного потока – 2»

«Участие украинских операторов – всего лишь политическая вежливость со стороны Германии», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, комментируя допуск «Нафтогаза Украины» и «ОГТСУ» к сертификации оператора «Северного потока – 2».

«Германия хочет продемонстрировать, что не бросает Украину на произвол судьбы, поддерживает ее евроинтеграционные стремления и учитывает ее точку зрения – сказал старший научный сотрудник Финансового университета, эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. – Есть определенная инерция поддержки Украины со времен Майдана, и здесь она сыграла роль. Однако из этого не следует, что Германия будет принимать решения, исходя из того, что ей скажет «Нафтогаз» или гендиректор ОГТСУ [Сергей] Макогон».

Участие Украины в процедуре сертификации можно сравнить с участием Польши, объяснил Митрахович. «Месяца полтора назад польская компания PGNiG заявила о желании участвовать в сертификации «Северного потока – 2», и ее взяли участвовать. И что? Уже пошли новости из Германии, что поляки жалуются, что их точку зрения послушали, но не приняли к сведению. По аналогии, «Нафтогаз», конечно, пошлет в Федеральное сетевое агентство Германии своего представителя, который выступит там с очередной презентацией [о том], какой «плохой» [проект] «Северный поток – 2», или просто пришлет туда какой-нибудь текстик. Немцы эту презентацию послушают, текстик посмотрят, скажут: «Ваша точка зрения принята во внимание», – и больше ничего делать не будут», – уверен эксперт.

Юридических оснований для участия Украины в сертификации «Северного потока – 2» нет, считает Митрахович. «Немцы могут пригласить [участвовать в сертификации оператора газопровода], кого хотят. Так же они могли бы пригласить Мадагаскар. Это просто добрая воля Германии. Нет такого документа, насколько мне известно, в правительстве Германии, который обязывал бы слушать мнение Украины. Тогда можно послушать и мнение Турции, мнение Азербайджана. Это просто добрая воля немцев. В самой Украине считают, что «Северный поток – 2» влияет на всю ситуацию в Европе в целом, а на Украину он влияет негативно, и поэтому мнение Украины должно быть услышано. Но немцы не были обязаны приглашать Украину [участвовать в сертификации оператора газопровода «Северный поток – 2»]. Даже Польшу, по большому счету, можно было не приглашать участвовать в сертификации, хотя Польша – часть Евросоюза», – отметил эксперт.

Мнение стран Евросоюза может быть учтено, когда Европейская комиссия будет проводить то решение, которое примет Федеральное сетевое агентство Германии: через Европейскую комиссию, через бюрократию эти страны могут влиять на решение вопроса. «Но Украина не входит в ЕС – отметил эксперт. – А соглашение об ассоциации с ЕС не дает Украине права руководить действиями Европейской комиссии по этому вопросу или действиями Германии».

На затягивание процедуры сертификации «Северного потока – 2», которая должна состояться весной-летом 2022 года, повлияет не участие Украины, а немецко-европейские факторы, отметил Митрахович. «Немцы могут использовать Украину как предлог, но в реальности все равно это будут немецкие решения. Немцы ждут, когда будет сформирована новая коалиция в правительстве. Формально у них есть четыре месяца, [поэтому] они ждут. Германия затягивает [решение о сертификации оператора «Северного потока – 2»], потому что не хочет, чтобы на нее лишний показывали пальцем и говорили: вы продались [президенту России Владимиру] Путину. Ну и Европейская комиссия может подзатянуть [решение о сертификации оператора газопровода], это в ее духе. Европейская комиссия может долго все это изучать, документы могут несколько месяцев ходить между Берлином и Брюсселем. Но такими решениями они бьют по собственной экономике и собственным потребителям, потому что в Европе откровенный энергетический кризис, растет «коммуналка», отключаются некоторые промышленные предприятия, особенно химическо-металлургической отрасли, которым не хватает дешевого газа, не хватает электроэнергии. Если их это устраивает, флаг им в руки», – подчеркнул эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

При этом, по его словам, Россию вполне устраивает задержка сертификации. «Мы, конечно, хотим запуска «Северного потока – 2». Но, по большому счету, нынешние высокие цены в Европе, которые высокие, в том числе, потому, что не работает «Северный поток – 2» – они нас устраивают, мы на этом зарабатываем», – отметил Митрахович.

Помешать планам России по поводу «Северного потока – 2» способна не Украина, а Германия и ЕС, отметил эксперт. «Надо думать о других вещах: о том, что в Германии «зеленые» могут получить должность министра энергетики, или что в Германии вообще в перспективе может измениться общественное мнение по поводу России, что сертификацию могут дать, а потом отозвать под каким-нибудь предлогом, или правила ЕС в очередной раз изменят и будут «задним числом» применять против Газпрома, такое уже было», – заявил старший научный сотрудник Финансового университета.

Он также напомнил, что «Северный поток – 2» можно сертифицировать и в качестве независимого оператора: швейцарская компания NordSteam 2AG, которой принадлежит «Северный поток» подала заявку на регистрацию модели, которая в праве Европейского союза предусмотрена как независимый транспортный оператор.

«Имеется в виду, что такой оператор может загружаться на 100%. Возможно, этот план не удастся, и придется проводить сертификацию по модели, которая позволит использовать половину мощности, такой вариант тоже не исключен. Но мы бы хотели, чтобы «Северный поток – 2» работал хотя бы в половину мощности», – заключил Митрахович.

Накануне глава «Нафтогаза» Юрий Витренко и генеральный директор «Оператора ГТС Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон заявили, что компаниям разрешили участвовать в сертификации оператора «Северного потока – 2». При этом представитель Федерального сетевого агентства Германии Фите Вульф уточнил, что украинским компаниям отказали в праве блокировать сертификацию оператора «Северного потока – 2».

В прошлую пятницу глава комитета Бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст заявлял, что желание «Нафтогаза Украины» и «Оператора ГТС Украины» участвовать в сертификации «Северного потока – 2» связано со стремлением не допустить запуск трубопровода. Он призвал Украину не вмешиваться во внутренние дела ЕС и Германии.

Вице-премьер России Александр Новак отмечал, что запуск «Северного потока – 2» способен помочь стабилизации ситуации на газовом рынке. Первая нитка «Северного потока – 2» заполнена газом и готова к работе, вторая нитка будет заполнена газом до конца 2021 года.

Автор: Николай Васильев

Источник: Взгляд, 16.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики