Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мирный атом стремится стать «зеленым»

Мирный атом стремится стать «зеленым»

На COP26 широко обсуждалась перспектива причисления ядерной энергетики к «чистой»

12 ноября в Глазго (Шотландия) завершилась стартовавшая еще в конце октября мировая конференция по климату — 26-я сессия конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26). Главный итог - принципиальных ужесточении в рамках Парижского соглашения не случилось. Более того, даже на приятие весьма общей и абстрактной итоговой декларации потребовался еще один день (сверх регламента) – ее приняли только 13 ноября. Индия потребовала смягчить формулировки относительно отказа от угля, сделав их более мягкими. Отдельную декларацию о прекращении финансирования новых угольных электростанций и планировании закрытия действующих подписало менее 50 стран.

Да, соглашение по итогам COP26 содержит положения о признании делегатами необходимости сокращения глобальных выбросов углекислого газа на 45% к 2030 году. Но это только декларация о намерениях. Сегодня в мире растет потребление и угля, и нефти, и газа. А ускоренный энергопереход (внедрение возобновляемых источников энергии – ВИЭ) привел к серьезным дисбалансам в энергетических системах даже развитых стран.

Причем действенных рецептов, как обеспечить в будущем безуглеродность глобальной энергетики – в общем-то пока нет. Ставки «климатологов» на пресловутые ВИЭ (солнце и ветер), а также водород, гидрогенерацию и геотермальные источники – очень абстрактные, порой с локальным уклоном. За исключением, пожалуй, перспектив атомной энергетики. И сложившаяся на COP26 бурная дискуссия о стратегической роли мирного атома – яркое подтверждение этой гипотезы.

Международное агентство по атомной энергии прогнозирует, что к 2050 году мировые мощности производства электроэнергии на АЭС увеличатся почти в два раза – с 393 ГВт до 792 ГВт. Это станет возможным благодаря ускоренному внедрению инновационных ядерных технологий.

Европейская экономическая комиссия ООН (UNECE, United Nations Economic Commission for Europe) в этом году обнародовала выводы о том, что ядерная энергетика может быть частью расширенного портфеля устойчивых технологий с низким (или нулевым) уровнем выбросов углерода в рамках плана декарбонизации глобальной энергетической системы.

Атомная энергетика – важная составляющая долгосрочной стратегии развития России. О значимости этой отрасли, в частности, заявил глава «Росатома» Алексей Лихачёв, выступая 11 ноября на сессии «Пути низкоуглеродного развития: роль и подходы России». Подводя итоги СОР26, он подчеркнул, что ядерная энергетика должна быть в безуглеродном мировом балансе. «Безусловный факт, что атомная энергетика имеет нулевые прямые выбросы СО2, а совокупные выбросы парниковых газов на всем жизненном цикле минимальный и сопоставимы с выбросами ветростанций. Причем согласно самым свежим исследованиям этот показатель у АЭС является самым низким из всех видов чистой генерации. По самым консервативным оценкам в мировом масштабе эффект от АЭС по недопущению выбросов парниковых газов сопоставим с поглощающей способностью всех лесов планеты», - заключил глава «Росатома».

Правда, финальный документ COP26 — Климатический пакт Глазго (Glasgow Climate Pact) — не содержит положения о классификации ядерной энергетики как «зеленой». На «прорыв» в ходе саммита отрасль в сущности и не сильно рассчитывала.

Атомная энергетика – по-прежнему сильно политизированная тема. После аварии на японской АЭС «Фукусима» в 2011 году ряд государств начал отказываться от рабочих ядерных реакторов на своих территориях. В самой Японии в настоящее время действуют лишь несколько блоков. Другие объекты остановлены. Однако, власти страны продолжают рассматривать возможность перезапуска части АЭС в ближайшем будущем после их модернизации.

Причем и в Евросоюзе, который активней всех в мире ратует за переход к «зеленой» энергетике, наметился серьезный раскол по части будущего мирного атома. К примеру, если власти Германии продолжают критиковать ядерную отрасль и по-прежнему нацелены «заглушить» все реакторы своих АЭС, то Франции, напротив, видят в развитии мирной ядерной компоненты «большое» энергетическое будущее. Так, 9 ноября французский лидер Эммануэль Макрон в обращении к нации заявил, что в целях повышения энергетической безопасности государства, «впервые за десятилетия в стране возобновится строительство ядерных реакторов».

В октябре власти Франции направили в Еврокомиссию письмо, в котором характеризовали атомную индустрию как надежный, безопасный и независимый источник энергии. Письмо поддержали Болгария, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Румыния.

И прекратившая членство в ЕС (с 1 февраля 2020 г.) Великобритания, тоже намерена наращивать ядерную составляющую в национальном энергетическом комплексе. 9 ноября телеканал BBC сообщил, что проект малых АЭС, разработку которых ведет компания Rolls-Royce, позволит как заместить отдельные устаревшие реакторы, выводимые из эксплуатации, так и повысить долю атомной энергии общем энергобалансе страны.

Ставки на мирный атом – и у такого крупного производителя атомной энергии как Китай. В последнее десятилетие страна переживает бум строительства АЭС. И дальнейший отраслевой план Поднебесной – только выше и амбициозней – уже в 2025 году стать мировым лидером по объему производства атомной энергии, сдвинув с пьедестала США.

Но и американская атомная индустрия тоже поддерживается властями. К примеру, с сентябре Сенат штата Иллинойс принял «Закон 2408», цель которого – «способствовать созданию рабочих мест и снижению выбросов углекислого газа путем расширения использования возобновляемых источников энергии, инвестирования в электрификацию и принятия программ обучения рабочим специальностям и трудовых стандартов» в целях достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. Важным пунктом этого закона является то, что он предусматривает меры финансовой поддержки атомным электростанциям за их вклад в «безуглеродную» энергетику. То есть субсидирование АЭС в штате будет базироваться на нормах, принятых для ветровых и солнечных электростанций, уже получающих финпомощь.

В общем, обзорный срез на предмет планки лояльности стран к мирному атому характеризует нынешнюю внушительность пула политических и ситуативных союзников по глобальной дискуссии о декарбонизации, где цель признания ядерной энергетики чистой – одна из центральных тем. Причем после COP26 шансы у «атомщиков» вскоре стать «зелеными» заметно повысились. Что важно и для России, которая в числе мировых лидеров по технологиям возведения ядерных реакторов и мощности атомной генерации.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Инфорос, 17.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики