Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Подключение Украины к сертификации сыграет в пользу «Северного потока – 2»

Подключение Украины к сертификации сыграет в пользу «Северного потока – 2»

Участие украинской стороны не навредит сертификации «Северного потока – 2», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Допуск «Нафтогаза» и «Оператора ГТС Украины» к сертификационному процессу в Германии лишит их оснований для протестов.

Украина допущена к сертификации «Северного потока – 2»

Посол ФРГ в России Геза Андреас фон Гайр назвал правильным участие Украины в сертификации «Северного потока – 2». Нужно выслушать разные мнения, но недоразумений быть не должно, поскольку Киев не будет обладать правом вето.

15 ноября 2021 года Федеральные сети ФРГ (Bundesnetzagentur), энергетический регулятор страны, сообщили о приглашении «Нафтогаза» и «Оператора ГТС Украины» поучаствовать в сертификации «Северного потока – 2». Одновременно ведомство остановило эту процедуру, и теперь непонятно, когда она возобновится, учитывая, что к Nord Stream 2 AG в ФРГ предъявлены претензии.

Bundesnetzagentur требует передать актив и персонал зарегистрированному в ФРГ дочернему предприятию Nord Stream 2 AG, указанному в запросе на сертификацию. Пока в компании этого не сделают, ведомство не возобновит процедуру сертификации.

Непонятно, чем завершится создавшаяся ситуация и как сильно она ухудшит положение «Северного потока – 2», но присутствие украинских соседей в сертификации гарантирует проекту негативный информационный фон. 

 

Кроме украинцев немцы допустили к процедуре сертификации польскую компанию PGNiG, а сегодня премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий призвал Европу отказаться от запуска «Северного потока – 2».

«Последние события вокруг проекта носят политический характер. Если бы не было перманентных ограничений, то газопровод давно был бы запущен, тем более технически он полностью выполнен», – заключает Юшков.

Газ был закачен в первую нитку проекта, так что магистраль находится под давлением и может начать поставки уже завтра. По второй нитке ситуация не очень ясна, но пусконаладочные работы на ней стартовали в сентябре 2021 года и должны быть близки к окончанию.

Проект завершен, несмотря на противодействие западных политиков, санкции США, риторику Польши и Украины. Вопрос заключается в том, когда газопровод запустят, так как сроки из-за приостановки процедуры сертификации снова откладываются.

«Германская “дочка” Nord Stream 2 AG может стать оператором “Северного потока – 2”. Она полностью отвечает законам ЕС и ФРГ, а Bundesnetzagentur попросили сегодня дооформить документы и бумаги, после чего компания должна получить статус оператора германской части проекта – именно с этим ведется основная политическая борьба», – резюмирует Юшков.

Если Bundesnetzagentur даст сертификацию “Северному потоку – 2”, то препятствий для запуска не будет. У Еврокомиссии будет четыре месяца на подтверждение решения, но без права вето. Сертификация является документом о соответствии законам ЕС и ФРГ.

Украина в Германии ничего не добьется

«Противники газопровода пытаются запереть на Украине российский газовый транзит. Из-за этого политика в сертификации «Северного потока – 2» играет главенствующую роль. Если бы не было антироссийского тренда, то Польше и Прибалтике было бы все равно, потому что проект не влияет на их интересы, а вот Украина потеряет значительную часть транзита», – констатирует Юшков.

Проблемой для Украины является то, что «Северный поток – 2» даст «Газпрому» возможность выбирать направления поставок газа, после чего Киеву придется конкурировать с балтийским и польскими маршрутами за российские объемы. 

 

Транзит через Украину для «Газпрома» является самым дорогим, а Северный поток – 2» позволит компании отказаться от его использования для выполнения контрактов на поставку газа европейским потребителям.

«Потенциально "Газпром" с 2024 года может прекратить транзит газа через Украину. Сегодня украинцы хотят включать политические инструменты, чтобы сохранить транзитные доходы в 1,2 млрд долларов в год. Bundesnetzagentur проще допустить Украину в сертификационный процесс, чем отбиваться от политической критики в случае отказа», – заключает Юшков.

Допуск «Нафтогаза» и «Оператора ГТС Украины» уменьшит возможности украинских властей протестовать против положительного решения регулятора ФРГ по сертификации «Северного потока – 2» и Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора.

«Проще допустить украинцев, это нанесет меньшей ущерб сертификации, чем отказ. Однако к реальной сертификации присутствие Польши и Украины отношения не имеет: они заходят в процесс не для того, чтобы оценить ситуацию вокруг “Северного потока – 2”. Их целью является срыв сертификации, и это прекрасно понимают в Германии», – резюмирует Юшков.

Участие украинцев в сертификации «Северного потока – 2» является абсурдом, поскольку они преследуют противоположные цели.

Технические вопросы мало влияют на проект, так что главной проблемой являются сроки запуска «Северного потока – 2». Ранее речь шла о мае 2022 года (сложение сроков сертификации Bundesnetzagentur и Еврокомиссии), а теперь событие отодвигается на лето.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики