Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские морозы убыстрят сертификацию «Северного потока – 2»

Европейские морозы убыстрят сертификацию «Северного потока – 2»

Приостановка сертификации «Северного потока – 2» в ФРГ могла быть согласована с Nord Stream 2 AG, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Существуют хорошие шансы на то, что процесс будет реализован в сжатые сроки, и даже на запуск газопровода зимой 2021–2022 годов. 

 

Сертификация «Северного потока – 2» в ФРГ остановлена

Информационное агентство Reuters проанализировало решения Федеральных сетей ФРГ (Bundesnetzagentur) по приостановке сертификации «Северного потока – 2» и требований, которые ведомство предъявило к компании-оператору Nord Stream 2 AG.

Анализ Reuters основан на информации, предоставленной юридической фирмой Rosin Buedenbender из германского Эссена, которая занимается энергетическими вопросами и отслеживает судебную практику по таким проблемам в Германии.

Bundesnetzagentur потребовал от Nord Stream 2 AG наделить «дочку» компании активами и персоналом, которые относятся к германской части «Северного потока – 2». Юридическая трансформация должна занять не менее нескольких недель.

Пока Nord Stream 2 AG не произведет данные манипуляции, не будет идти срок, который отведен на сертификацию «Северного потока – 2». Bundesnetzagentur и Еврокомиссия имеют право затянуть процесс еще на шесть месяцев и пять дней. 

 

Bundesnetzagentur может оштрафовать Nord Stream 2 AG, если компания станет управлять «Северным потоком – 2» без сертификации.

Reuters имеет в виду вариант с запуском газопровода без прохождения сертификационной процедуры. Сертификация является документом соответствия газопровода законодательствам ЕС и ФРГ, а не разрешением на запуск газотранспортной сети.

Регулятор не сможет арестовать активы Nord Stream 2 AG (германский участок «Северного потока – 2»), законодательство разрешает это только в ограниченном числе случаев, например, при изъятии активов в счет компенсации по решению суда.

Nord Stream 2 AG имеет право оспорить любые действия регулятора, включая остановку процедуры сертификации, но компания на такое пойдет. Здесь вряд ли можно чего-то добиться, а суд с Bundesnetzagentur станет еще одной затяжкой запуска проекта. 

 

Bundesnetzagentur осуществляет деятельность в отношении «Северного потока – 2» на основе закона об энергетике ФРГ (EnWG или Energiewirtschaftsgesetz) и может налагать штрафы для обеспечения его соблюдения. Закон носит административный, а не уголовный характер и должен применяться в полном соответствии с законодательством ЕС.

EnWG требует анбандлинга энергетических компаний, работающих на рынке ЕС. Одна и та же структура не может быть поставщиком и транспортером энергии, данное положение определяется Третьим энергопакетом и газовой директивой ЕС.

Законодательство ФРГ предписывает, что газотранспортные компании должны быть независимыми с точки зрения персонала от производителей ресурсов. Компания-оператор должна быть автономна от акционеров и работать как независимая структура.

«Газпром» и Nord Stream 2 AG могут воспользоваться этим положением. Если Bundesnetzagentur признает соответствие новой «дочки» EnWG, это откроет дорогу к получению статуса независимого оператора и снятию ограничений Третьего энергопакета с «Северного потока – 2». Именно это является главной целью российской стороны, а не запуск проекта в 2021 году. 

 

Приостановка сертификации могла быть согласована

«Сложно говорить о том, сколько времени займут юридические процедуры по регистрации дочки в Германии. Это может случиться быстро, если до решения регулятора по остановке процедуры была проведена подготовительная работа», – констатирует Гривач.

Есть мнение, что решение Bundesnetzagentur не стало сюрпризом для Nord Stream 2 AG, чем и вызвано отсутствие жесткой реакции со стороны зарегистрированной в Швейцарии структуры и ее главного бенефициара – российского гиганта «Газпром».

«Насколько я понимаю, речь идет о согласованной схеме, выработанной в диалоге компании-оператора и регулятора. Это позволит провести сертификацию проекта в соответствии с законодательством ФРГ и в короткие сроки», – заключает Гривач.

Обычно разговор идет о запуске «Северного потока – 2» в мае 2021 года, но в таком вопросе есть еще и Еврокомиссия, которая должна оценить решение Bundesnetzagentur. Права вето у Брюсселя нет, но он может оспорить решение ФРГ в Европейском суде.

Старт «Северного потока – 2» в зиму 2021–2022 годов маловероятен, но сильные морозы могут внести коррективы в процесс.

«Больше всего "Северный поток – 2" сегодня ждут европейские потребители, а их ожидания должны соответствовать действиям политиков и чиновников в Брюсселе. Если возникнет угроза дефицита природного газа на европейском рынке, то вопрос будет решен. Возможно, временно или с оговорками вроде отложенных условий», – резюмирует Гривач

 

Пока об этом говорить сложно: погода в странах ЕС не очень холодная и не наблюдается резкого роста потребления энергоресурсов.

«Технически газопровод завершен, а его казуистические проблемы искусственно созданы европейцами при помощи разных доброжелателей. Они реализованы за счет потребителей в ФРГ и других странах Евросоюза», – констатирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 21.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики