Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские морозы убыстрят сертификацию «Северного потока – 2»

Европейские морозы убыстрят сертификацию «Северного потока – 2»

Приостановка сертификации «Северного потока – 2» в ФРГ могла быть согласована с Nord Stream 2 AG, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Существуют хорошие шансы на то, что процесс будет реализован в сжатые сроки, и даже на запуск газопровода зимой 2021–2022 годов. 

 

Сертификация «Северного потока – 2» в ФРГ остановлена

Информационное агентство Reuters проанализировало решения Федеральных сетей ФРГ (Bundesnetzagentur) по приостановке сертификации «Северного потока – 2» и требований, которые ведомство предъявило к компании-оператору Nord Stream 2 AG.

Анализ Reuters основан на информации, предоставленной юридической фирмой Rosin Buedenbender из германского Эссена, которая занимается энергетическими вопросами и отслеживает судебную практику по таким проблемам в Германии.

Bundesnetzagentur потребовал от Nord Stream 2 AG наделить «дочку» компании активами и персоналом, которые относятся к германской части «Северного потока – 2». Юридическая трансформация должна занять не менее нескольких недель.

Пока Nord Stream 2 AG не произведет данные манипуляции, не будет идти срок, который отведен на сертификацию «Северного потока – 2». Bundesnetzagentur и Еврокомиссия имеют право затянуть процесс еще на шесть месяцев и пять дней. 

 

Bundesnetzagentur может оштрафовать Nord Stream 2 AG, если компания станет управлять «Северным потоком – 2» без сертификации.

Reuters имеет в виду вариант с запуском газопровода без прохождения сертификационной процедуры. Сертификация является документом соответствия газопровода законодательствам ЕС и ФРГ, а не разрешением на запуск газотранспортной сети.

Регулятор не сможет арестовать активы Nord Stream 2 AG (германский участок «Северного потока – 2»), законодательство разрешает это только в ограниченном числе случаев, например, при изъятии активов в счет компенсации по решению суда.

Nord Stream 2 AG имеет право оспорить любые действия регулятора, включая остановку процедуры сертификации, но компания на такое пойдет. Здесь вряд ли можно чего-то добиться, а суд с Bundesnetzagentur станет еще одной затяжкой запуска проекта. 

 

Bundesnetzagentur осуществляет деятельность в отношении «Северного потока – 2» на основе закона об энергетике ФРГ (EnWG или Energiewirtschaftsgesetz) и может налагать штрафы для обеспечения его соблюдения. Закон носит административный, а не уголовный характер и должен применяться в полном соответствии с законодательством ЕС.

EnWG требует анбандлинга энергетических компаний, работающих на рынке ЕС. Одна и та же структура не может быть поставщиком и транспортером энергии, данное положение определяется Третьим энергопакетом и газовой директивой ЕС.

Законодательство ФРГ предписывает, что газотранспортные компании должны быть независимыми с точки зрения персонала от производителей ресурсов. Компания-оператор должна быть автономна от акционеров и работать как независимая структура.

«Газпром» и Nord Stream 2 AG могут воспользоваться этим положением. Если Bundesnetzagentur признает соответствие новой «дочки» EnWG, это откроет дорогу к получению статуса независимого оператора и снятию ограничений Третьего энергопакета с «Северного потока – 2». Именно это является главной целью российской стороны, а не запуск проекта в 2021 году. 

 

Приостановка сертификации могла быть согласована

«Сложно говорить о том, сколько времени займут юридические процедуры по регистрации дочки в Германии. Это может случиться быстро, если до решения регулятора по остановке процедуры была проведена подготовительная работа», – констатирует Гривач.

Есть мнение, что решение Bundesnetzagentur не стало сюрпризом для Nord Stream 2 AG, чем и вызвано отсутствие жесткой реакции со стороны зарегистрированной в Швейцарии структуры и ее главного бенефициара – российского гиганта «Газпром».

«Насколько я понимаю, речь идет о согласованной схеме, выработанной в диалоге компании-оператора и регулятора. Это позволит провести сертификацию проекта в соответствии с законодательством ФРГ и в короткие сроки», – заключает Гривач.

Обычно разговор идет о запуске «Северного потока – 2» в мае 2021 года, но в таком вопросе есть еще и Еврокомиссия, которая должна оценить решение Bundesnetzagentur. Права вето у Брюсселя нет, но он может оспорить решение ФРГ в Европейском суде.

Старт «Северного потока – 2» в зиму 2021–2022 годов маловероятен, но сильные морозы могут внести коррективы в процесс.

«Больше всего "Северный поток – 2" сегодня ждут европейские потребители, а их ожидания должны соответствовать действиям политиков и чиновников в Брюсселе. Если возникнет угроза дефицита природного газа на европейском рынке, то вопрос будет решен. Возможно, временно или с оговорками вроде отложенных условий», – резюмирует Гривач

 

Пока об этом говорить сложно: погода в странах ЕС не очень холодная и не наблюдается резкого роста потребления энергоресурсов.

«Технически газопровод завершен, а его казуистические проблемы искусственно созданы европейцами при помощи разных доброжелателей. Они реализованы за счет потребителей в ФРГ и других странах Евросоюза», – констатирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 21.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики