Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третий энергопакет в 2022 году откроет дорогу «Северному потоку – 2»

Третий энергопакет в 2022 году откроет дорогу «Северному потоку – 2»

Третий энергопакет не поможет Украине в борьбе с «Северным потоком – 2», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Германские власти предоставили Nord Stream 2 AG возможность полностью снять антимонопольные ограничения с проекта. 

 

Украина зря надеется на Третий энергопакет

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что украинские власти, страны ЕС и Еврокомиссия будут требовать, чтобы «Северный поток – 2» подчинялся нормам европейского энергетического законодательства.

Кулеба считает, что задержка с запуском «Северного потока – 2» является результатом деятельности украинских властей, но в реальности, кроме политических заявлений, Киев ничего не сделал. США и ЕС периодически ссылаются на интересы Украины: в июле 2021 года американцы и немцы опубликовали совместное заявление и прописали там украинские интересы, но Киев выступает в этом документе в роли объекта.

«Северный поток – 2» задержали датские власти проволочками по прокладке проекта в своей исключительной морской зоне и территориальных водах, США с санкциями против компаний-трубоукладчиков в декабре 2019 года и в настоящее время германский регулятор.

Федеральные сети ФРГ (Bundesnetzagentur) приостановили сертификацию «Северного потока – 2», потребовав у Nord Stream 2 AG произвести передачу германской «дочке» компании активов и персонала газопровода. Разговор идет о части «Северного потока – 2», расположенной в ФРГ, только она подпадает под германское и европейское законодательное регулирование. 

 

Однако здесь прослеживается двойное дно: если следовать букве закона об энергетике ФРГ (Energiewirtschaftgesetz), создание в германской юрисдикции автономного оператора «Северного потока – 2» выводит проект из-под ограничений Третьего энергопакета. В таком случае в Германии появится автономная от поставщика сырья («Газпрома») юридическая структура.

Существует и опыт «Северного потока – 1», который де-факто выведен из-под действия Третьего энергопакета и поставляет в ЕС максимальные объемы газа. Не помешало этому даже решение Евросуда в пользу Польши по загрузке газопровода Opal.

Если Европе зимой 2022 года понадобятся экстренные объемы газа, то они снимут ограничения с «Северного потока – 2», не обращая внимания на риторику Киева, Варшавы и других штатных критиков газотранспортных проектов РФ. 

 

«Газпром» согласен на автономную структуру управления

«Украина и другие и противники проекта напирают на то, что Nord Stream 2 AG на 100% принадлежит “Газпрому”, а в энергозаконодательстве ЕС прописано, что функции поставки и транспортировки сырья должны быть разделены», – заключает Юшков.

Только в нормативных актах обозначены исключения. Изначально Третий энергопакет был применен против европейских компаний, и это сразу привело к конфликтам по поводу собственности, после чего в законодательстве появилась возможность для компромисса.

«Поставщиком и транзитером не могут быть аффилированные компании, управляющиеся из одного центра, но если компания-оператор создаст автономную систему управления газопроводом, то это правило Третьего энергопакета не действует», – резюмирует Юшков.

Если внимательно прочитать решение Bundesnetzagentur по приостановке сертификации «Северного потока – 2», то там обозначен данный момент. Nord Stream 2 AG должна передать персонал и активы в ФРГ в руки независимой и автономной от нее структуры. 

 

«“Газпром” и Nord Stream 2 AG создадут независимую систему управления “Северным потоком – 2”, но сохранят за собой право собственности. Просто компания-оператор не будет директивно управляться из головного офиса “Газпрома”», – констатирует Юшков.

На такой вариант давно намекали в ФРГ и ЕС, и «Газпром» с ним согласился. Компания стремится заполнить «Северный поток – 2» на 100%, а административные уступки по управлению газопроводом являются для этой борьбы приемлемыми издержками.

«“Газпром” не требует от европейцев отмены Третьего энергопакета, а только того, чтобы они его сами исполняли», – заключает Юшков.

Европейцы ведут избирательную политику

Третий энергопакет применяется в отношении «Северного потока – 2» абсурдно. Антимонопольное законодательство должно развивать конкуренцию, а не ограничивать ее путем введения регулятивных норм против конкретного проекта.

«В “Северном потоке – 2” может быть только один поставщик сырья – компания “Газпром”, но европейские власти требуют от проекта анбандлинга. Изначально морские газопроводы, проложенные из третьих стран, не подпадали под действие этого закона, законодательство действовало только на берегу, но затем ситуация по политическим причинам изменилась», – резюмирует Юшков

 

Третий энергопакет был распространен на морские газопроводы из третьих стран после подписания документов по «Северному потоку – 2», но это персональное ограничение, в отношении проектов Baltic Pipe и TANAP данное регулирование не действует.

«Даже “Северный поток – 1” под это не попал. Де-факто это санкции, но европейцы побоялись назвать их так напрямую», – констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики