Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Груз 400". Украина движется к угольной контузии

"Груз 400". Украина движется к угольной контузии

Острая нехватка энергетического угля вынудила Украину начать "точечные" закупки за рубежом. Прибыло первое из семи судов с углем для украинских ТЭЦ. Поможет ли это украинской энергетике без проблем пройти наступающий отопительный сезон, разбирался "Прайм".

СВЕРШИЛОСЬ!

На Украину из США прибыло первое из семи судов с углем для украинских теплоэлектростанций (ТЭЦ). Импортный груз предназначен для "Донбасской топливно-энергетической компании" (ДТЭК) и отправлен в рамках контракта, сообщили в пресс-службе компании. Пять партий будут доставлены из США, еще две — из Колумбии. Суммарный объем доставленных партий по 40-75 тыс. тонн каждая составит почти 470 тыс. тонн.

"Судно класса "Панамакс" причалило в порт "Южный" и предназначено для нужд государственных ТЭС "Центрэнерго", — говорится в сообщении ДТЭК.

Ожидается, что все семь партий угля поступят на Украину до января 2022 года. Следующая прибудет в конце ноября. Еще четыре доставят в декабре и одну — в январе.

При этом в компании подчеркнули, что импорт этого энергоносителя является временной мерой, и приоритет остается за использованием угля, добытого на территории страны.

Украинская энергетическая компания "Центрэнерго" также заключила контракты на поставку 1,5 млн тонн угля из Казахстана, Польши, США и Австралии, чтобы предотвратить веерные отключения энергии.

Ранее депутат Верховной Рады Алексей Гончаренко предупреждал о сокращении запасов угля на Украине до критических 447,9 тыс. тонн. После этого запасы продолжали уменьшаться, тогда как гарантированные запасы должны составлять 758,3 тыс. тонн.

В свою очередь, президент Украины Владимир Зеленский заверял сограждан, что нехватки угля в стране не случится, и украинская энергетика будет полностью обеспечена этим энергоносителем.

СУХОГРУЗЫ В ПУТИ

"Украина далеко не в первый раз покупает уголь "точечными" партиями в ЮАР, США, Польше, Колумбии, — напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Но сейчас угля в мире в принципе мало, его сложно достать. И отдельные закупки не способны решить проблему, которая сейчас возникла перед Украиной".

Совокупные объемы, которые приобрела украинская ДТЭК, несущественны с точки зрения обеспечения генерации страны в целом, считает эксперт.

Они позволяют лишь сдерживать в некоторой степени сокращение запасов. В нормальной ситуации для обеспечения электростанций Украине понадобились бы запасы объемом около 3 млн тонн, тогда как сейчас у нее имеется примерно 400 тысяч тонн. 

Столько же энергетического угля, 400 тысяч тонн, по данным управляющего директора рейтинговой службы Национального Рейтингового Агентства (НРА) Сергея Гришунина, должно быть доставлено в порты Украины до конца текущего года из США. "А потребность энергетики страны составляет около 0,7 млн тонн до конца года, — отмечает он. — Этого будет недостаточно, чтобы полностью обеспечить украинские угольные ТЭС. Тем не менее, их полной остановки удастся избежать".

"Пока сухогрузы идут, Украина восполняет имеющиеся запасы, — соглашается Юшков. — Но надо учитывать, что средняя температура в стране сейчас около нуля. Скорее всего, по мере дальнейшего похолодания запасы будут все меньше. А на отдельных электростанциях, особенно удаленных от морских портов, хранилища будут опустошаться". Поэтому опустошение украинских запасов угля будет происходить постепенно, грозя отключениям отдельных станций, делает вывод специалист.

"Надо доставить уголь в порты и развести по стране, что тоже требует определенных усилий — рассуждает эксперт. — Есть информация, что недавно закуплена партия угля из Казахстана, которая должна быть отгружена через российский порт Тамань. А ведь Киев обвинял Москву в блокировании железнодорожных поставок. Но они не блокируются. Просто сети сильно загружены. Россия сама транспортирует большие объемы, готовясь к отопительному сезону".

Поставки угля по сетям Российских железных дорог (РЖД) сейчас затруднены, подтверждает Гришунин. "Вагоны используются очень интенсивно и преимущественно на восточном полигоне, — уточняет он. — Именно в связи с этой ситуацией казахстанская сторона заявляла о незначительных сложностях при поставках украинским потребителям".

Ставки аренды полувагонов растут, так что дефицит вагонов сохраняется. Грузоотправители из Кузбасса и Якутии не могут отправить в среднем 10-15% имеющейся продукции. Возник дефицит угля в отдельных регионах Сибири, так как весь парк вагонов загружен поставками на экспорт, указал эксперт.

УГЛЯ НЕ ХВАТАЕТ ВЕЗДЕ

При этом угля сейчас не хватает по всему миру, и он очень дорог. Так что на масштабные поставки из США Украина тоже рассчитывать не может, отмечает Юшков.

"Заявление Зеленского, что у страны есть уголь до конца года, откровенно лукавое, — рассуждает специалист. — Отопительный сезон закончится весной, и Украине потребуются объемы для использования в течение всего этого периода, то есть фактически до марта-апреля".

Заменить угольную генерацию имеющейся газовой Украина тоже не сможет, поскольку своего природного газа ей не хватает, а импортный — очень дорогой.

"Они закупали "голубое топливо" в октябре примерно по 600 долларов, — рассказывает ведущий аналитик ФНЭБ. — Дальше цена будет расти, так как в Европе его тоже не хватает. А Украина приобретает импортный газ по ценам, привязанным к "споту", и пытается как раз углем частично заменить недостающий газ".

К началу отопительного сезона на Украине накопилось 18 млрд кубометров природного газа, из которых 4 млрд кубометров принадлежат европейским трейдерам, не настроенным оставлять его на украинском рынке, отмечает эксперт.

"Скорее, они захотят реализовать эти объемы в Европе. А значит, по мере продолжения отопительного сезона на Украине будет все меньше газа, и, соответственно, будет требоваться все больше угля, которого, в свою очередь, не хватает. Видимо, в отдельных регионах Киеву придется вводить чрезвычайное положение, как это уже было раньше", — полагает Юшков.

Что касается использования Украиной мазута в качестве альтернативы углю и природному газу, то это сейчас тоже дороге удовольствие, учитывая цены на нефть, указывает Юшков.

Еще один вопрос — у кого покупать. Брать его у России — это политически не очень приятный для нынешней Украины жест. Значит, придется приобретать у посредников. В противном случае предстоит договариваться с Россией. Само собой, при наличии соответствующей политической воли, резюмирует эксперт.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 25.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики