|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Груз 400". Украина движется к угольной контузии "Груз 400". Украина движется к угольной контузииОстрая нехватка энергетического угля вынудила Украину начать "точечные" закупки за рубежом. Прибыло первое из семи судов с углем для украинских ТЭЦ. Поможет ли это украинской энергетике без проблем пройти наступающий отопительный сезон, разбирался "Прайм". СВЕРШИЛОСЬ! На Украину из США прибыло первое из семи судов с углем для украинских теплоэлектростанций (ТЭЦ). Импортный груз предназначен для "Донбасской топливно-энергетической компании" (ДТЭК) и отправлен в рамках контракта, сообщили в пресс-службе компании. Пять партий будут доставлены из США, еще две — из Колумбии. Суммарный объем доставленных партий по 40-75 тыс. тонн каждая составит почти 470 тыс. тонн. "Судно класса "Панамакс" причалило в порт "Южный" и предназначено для нужд государственных ТЭС "Центрэнерго", — говорится в сообщении ДТЭК. Ожидается, что все семь партий угля поступят на Украину до января 2022 года. Следующая прибудет в конце ноября. Еще четыре доставят в декабре и одну — в январе. При этом в компании подчеркнули, что импорт этого энергоносителя является временной мерой, и приоритет остается за использованием угля, добытого на территории страны. Украинская энергетическая компания "Центрэнерго" также заключила контракты на поставку 1,5 млн тонн угля из Казахстана, Польши, США и Австралии, чтобы предотвратить веерные отключения энергии. Ранее депутат Верховной Рады Алексей Гончаренко предупреждал о сокращении запасов угля на Украине до критических 447,9 тыс. тонн. После этого запасы продолжали уменьшаться, тогда как гарантированные запасы должны составлять 758,3 тыс. тонн. В свою очередь, президент Украины Владимир Зеленский заверял сограждан, что нехватки угля в стране не случится, и украинская энергетика будет полностью обеспечена этим энергоносителем. СУХОГРУЗЫ В ПУТИ "Украина далеко не в первый раз покупает уголь "точечными" партиями в ЮАР, США, Польше, Колумбии, — напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Но сейчас угля в мире в принципе мало, его сложно достать. И отдельные закупки не способны решить проблему, которая сейчас возникла перед Украиной". Совокупные объемы, которые приобрела украинская ДТЭК, несущественны с точки зрения обеспечения генерации страны в целом, считает эксперт. Они позволяют лишь сдерживать в некоторой степени сокращение запасов. В нормальной ситуации для обеспечения электростанций Украине понадобились бы запасы объемом около 3 млн тонн, тогда как сейчас у нее имеется примерно 400 тысяч тонн. Столько же энергетического угля, 400 тысяч тонн, по данным управляющего директора рейтинговой службы Национального Рейтингового Агентства (НРА) Сергея Гришунина, должно быть доставлено в порты Украины до конца текущего года из США. "А потребность энергетики страны составляет около 0,7 млн тонн до конца года, — отмечает он. — Этого будет недостаточно, чтобы полностью обеспечить украинские угольные ТЭС. Тем не менее, их полной остановки удастся избежать". "Пока сухогрузы идут, Украина восполняет имеющиеся запасы, — соглашается Юшков. — Но надо учитывать, что средняя температура в стране сейчас около нуля. Скорее всего, по мере дальнейшего похолодания запасы будут все меньше. А на отдельных электростанциях, особенно удаленных от морских портов, хранилища будут опустошаться". Поэтому опустошение украинских запасов угля будет происходить постепенно, грозя отключениям отдельных станций, делает вывод специалист. "Надо доставить уголь в порты и развести по стране, что тоже требует определенных усилий — рассуждает эксперт. — Есть информация, что недавно закуплена партия угля из Казахстана, которая должна быть отгружена через российский порт Тамань. А ведь Киев обвинял Москву в блокировании железнодорожных поставок. Но они не блокируются. Просто сети сильно загружены. Россия сама транспортирует большие объемы, готовясь к отопительному сезону". Поставки угля по сетям Российских железных дорог (РЖД) сейчас затруднены, подтверждает Гришунин. "Вагоны используются очень интенсивно и преимущественно на восточном полигоне, — уточняет он. — Именно в связи с этой ситуацией казахстанская сторона заявляла о незначительных сложностях при поставках украинским потребителям". Ставки аренды полувагонов растут, так что дефицит вагонов сохраняется. Грузоотправители из Кузбасса и Якутии не могут отправить в среднем 10-15% имеющейся продукции. Возник дефицит угля в отдельных регионах Сибири, так как весь парк вагонов загружен поставками на экспорт, указал эксперт. УГЛЯ НЕ ХВАТАЕТ ВЕЗДЕ При этом угля сейчас не хватает по всему миру, и он очень дорог. Так что на масштабные поставки из США Украина тоже рассчитывать не может, отмечает Юшков. "Заявление Зеленского, что у страны есть уголь до конца года, откровенно лукавое, — рассуждает специалист. — Отопительный сезон закончится весной, и Украине потребуются объемы для использования в течение всего этого периода, то есть фактически до марта-апреля". Заменить угольную генерацию имеющейся газовой Украина тоже не сможет, поскольку своего природного газа ей не хватает, а импортный — очень дорогой. "Они закупали "голубое топливо" в октябре примерно по 600 долларов, — рассказывает ведущий аналитик ФНЭБ. — Дальше цена будет расти, так как в Европе его тоже не хватает. А Украина приобретает импортный газ по ценам, привязанным к "споту", и пытается как раз углем частично заменить недостающий газ". К началу отопительного сезона на Украине накопилось 18 млрд кубометров природного газа, из которых 4 млрд кубометров принадлежат европейским трейдерам, не настроенным оставлять его на украинском рынке, отмечает эксперт. "Скорее, они захотят реализовать эти объемы в Европе. А значит, по мере продолжения отопительного сезона на Украине будет все меньше газа, и, соответственно, будет требоваться все больше угля, которого, в свою очередь, не хватает. Видимо, в отдельных регионах Киеву придется вводить чрезвычайное положение, как это уже было раньше", — полагает Юшков. Что касается использования Украиной мазута в качестве альтернативы углю и природному газу, то это сейчас тоже дороге удовольствие, учитывая цены на нефть, указывает Юшков. Еще один вопрос — у кого покупать. Брать его у России — это политически не очень приятный для нынешней Украины жест. Значит, придется приобретать у посредников. В противном случае предстоит договариваться с Россией. Само собой, при наличии соответствующей политической воли, резюмирует эксперт. Автор: Олег Кривошапов Источник: ПРАЙМ, 25.11.2021 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолкомЗеленая повестка в России в период жесткого конфликта с ЗападомПерспективы российской СПГ-индустрииРоссийская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|