Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белый дом предлагает ослабить давление

Белый дом предлагает ослабить давление

Почему Джо Байдену невыгодны новые ограничения по «Северному потоку-2»

Администрация президента США Джо Байдена попросила сенаторов-демократов блокировать новые санкции по «Северному потоку-2». Как пишет издание The Hill, речь идет о внесенных республиканцами поправках к проекту оборонного бюджета. Они предполагают, что под ограничения, в том числе могут подпасть компании, которые участвуют в проверках и сертификации газопровода. По данным издания, таким образом, Джо Байден стремится избежать конфликта с Германией. Ранее американский лидер договорился с уходящим канцлером ФРГ Ангелой Меркель, что Соединенные Штаты откажутся от очередных санкций против «Северного потока-2» в обмен на помощь Украине.

Если новые поправки примут, демократам будет сложнее соблюдать обязательства, а санкции потеряют силу как инструмент дипломатии, объясняет программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «Белый дом считает, что новое законодательство избыточно, что законов PEESA 2019 и 2020 годов, а также соответствующих указов президента достаточно для оказания давления на Россию в отношении "Северного потока-2".

Республиканцы, наоборот, уверены, что этого недостаточно и нужно давить сильнее. Новое законодательство, в случае его принятия, ужесточает давление на проект. Администрации это может быть невыгодно, потому что сужает ее пространство для маневра, в том числе с союзниками из Евросоюза. Санкции хороши как инструмент, который можно калибровать. А если нельзя переводить ручку переключателя, они теряют смысл как дипломатический инструмент.

Законопроект прописывает вещи, обязывающие администрацию предпринимать какие-то меры в отношении тех или иных лиц. Республиканская администрация в свое время настаивала на такой расширенной трактовке даже существующего законодательства. Они хотели включать в санкционные списки банки, проводящие транзакции по "Северному потоку-2", компании, участвующие в модернизации судов-укладчиков, организации, сертифицирующие проект, и так далее.

По большому счету практика показала, что даже республиканцам при их жесткой позиции не нужно новое законодательство, они и так справлялись существующим.

Что касается необходимости нового закона, то это уже специфика американской политической системы, которая вообще характеризуется большим количеством законопроектов, в том числе по санкциям. Отчасти это элемент пиара конкретных конгрессменов».

Проблемы «Северного потока-2», скорее всего, не закончатся и после того, как он заработает. Причем, вполне возможно, что их главным источником будут не США, считает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович: «Позволить себе масштабный конфликт с Германией Вашингтон все-таки не может, потому что в таком случае под угрозой окажутся все принципы трансатлантического партнерства и союзничества, а это вопрос более масштабный, чем отдельно взятый "Северный поток-2".

Поэтому это тот случай, когда как бы и хочется, и колется. Другая крайность — вообще ничего не делать против газопровода. Это тоже не подходит, потому что будет вызывать внутри Америки обвинения нынешней администрации в слабости.

Поэтому господину Байдену приходится изображать, что на самом деле борьба США с проектом не окончена.

Во-первых, надо понимать, что новая коалиция в Германии неустойчива, то есть у нового канцлера Олафа Шольца не будет такого же авторитета, как у госпожи Меркель. Думаю, споры будут не только по поводу "Северного потока-2". Коалиция будет проблемной, и этим смогут воспользоваться в том числе и противники проекта.

Например, можно представить такой сценарий, при котором "Северный поток-2" получает сертификацию, используются полные мощности, проходит какое-то время, и эту сертификацию пытаются отозвать или поменять все правила работы, ввести туда новые ограничения. Можно поменять правила Европейского союза задним числом. Россия зависит от европейского рынка сбыта, а ЕС пользуется этим и поэтому может менять правила в процессе самой игры. Вот такая сложность есть у России, у "Северного потока-2", у "Газпрома"».

О стремлении Джо Байдена убрать из оборонного бюджета поправки о санкциях против «Северного потока-2» ранее уже писал журнал Foreign Policy. Сообщалось, что так Белый дом пытается сохранить союзника в лице Германии в случае, если Россия вторгнется на Украину. На прошлой неделе США ввели санкции против кипрской компании Transadria и судна, которые участвовали в строительстве газопровода. Как отмечали американские СМИ, на новые ограничения Вашингтон решился после сообщений о скоплении российских военных на границе с Украиной. 

Авторы: Андрей Загорский, Елизавета Скобцова

Источник: Коммерсантъ FM, 29.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики