Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белый дом предлагает ослабить давление

Белый дом предлагает ослабить давление

Почему Джо Байдену невыгодны новые ограничения по «Северному потоку-2»

Администрация президента США Джо Байдена попросила сенаторов-демократов блокировать новые санкции по «Северному потоку-2». Как пишет издание The Hill, речь идет о внесенных республиканцами поправках к проекту оборонного бюджета. Они предполагают, что под ограничения, в том числе могут подпасть компании, которые участвуют в проверках и сертификации газопровода. По данным издания, таким образом, Джо Байден стремится избежать конфликта с Германией. Ранее американский лидер договорился с уходящим канцлером ФРГ Ангелой Меркель, что Соединенные Штаты откажутся от очередных санкций против «Северного потока-2» в обмен на помощь Украине.

Если новые поправки примут, демократам будет сложнее соблюдать обязательства, а санкции потеряют силу как инструмент дипломатии, объясняет программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «Белый дом считает, что новое законодательство избыточно, что законов PEESA 2019 и 2020 годов, а также соответствующих указов президента достаточно для оказания давления на Россию в отношении "Северного потока-2".

Республиканцы, наоборот, уверены, что этого недостаточно и нужно давить сильнее. Новое законодательство, в случае его принятия, ужесточает давление на проект. Администрации это может быть невыгодно, потому что сужает ее пространство для маневра, в том числе с союзниками из Евросоюза. Санкции хороши как инструмент, который можно калибровать. А если нельзя переводить ручку переключателя, они теряют смысл как дипломатический инструмент.

Законопроект прописывает вещи, обязывающие администрацию предпринимать какие-то меры в отношении тех или иных лиц. Республиканская администрация в свое время настаивала на такой расширенной трактовке даже существующего законодательства. Они хотели включать в санкционные списки банки, проводящие транзакции по "Северному потоку-2", компании, участвующие в модернизации судов-укладчиков, организации, сертифицирующие проект, и так далее.

По большому счету практика показала, что даже республиканцам при их жесткой позиции не нужно новое законодательство, они и так справлялись существующим.

Что касается необходимости нового закона, то это уже специфика американской политической системы, которая вообще характеризуется большим количеством законопроектов, в том числе по санкциям. Отчасти это элемент пиара конкретных конгрессменов».

Проблемы «Северного потока-2», скорее всего, не закончатся и после того, как он заработает. Причем, вполне возможно, что их главным источником будут не США, считает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович: «Позволить себе масштабный конфликт с Германией Вашингтон все-таки не может, потому что в таком случае под угрозой окажутся все принципы трансатлантического партнерства и союзничества, а это вопрос более масштабный, чем отдельно взятый "Северный поток-2".

Поэтому это тот случай, когда как бы и хочется, и колется. Другая крайность — вообще ничего не делать против газопровода. Это тоже не подходит, потому что будет вызывать внутри Америки обвинения нынешней администрации в слабости.

Поэтому господину Байдену приходится изображать, что на самом деле борьба США с проектом не окончена.

Во-первых, надо понимать, что новая коалиция в Германии неустойчива, то есть у нового канцлера Олафа Шольца не будет такого же авторитета, как у госпожи Меркель. Думаю, споры будут не только по поводу "Северного потока-2". Коалиция будет проблемной, и этим смогут воспользоваться в том числе и противники проекта.

Например, можно представить такой сценарий, при котором "Северный поток-2" получает сертификацию, используются полные мощности, проходит какое-то время, и эту сертификацию пытаются отозвать или поменять все правила работы, ввести туда новые ограничения. Можно поменять правила Европейского союза задним числом. Россия зависит от европейского рынка сбыта, а ЕС пользуется этим и поэтому может менять правила в процессе самой игры. Вот такая сложность есть у России, у "Северного потока-2", у "Газпрома"».

О стремлении Джо Байдена убрать из оборонного бюджета поправки о санкциях против «Северного потока-2» ранее уже писал журнал Foreign Policy. Сообщалось, что так Белый дом пытается сохранить союзника в лице Германии в случае, если Россия вторгнется на Украину. На прошлой неделе США ввели санкции против кипрской компании Transadria и судна, которые участвовали в строительстве газопровода. Как отмечали американские СМИ, на новые ограничения Вашингтон решился после сообщений о скоплении российских военных на границе с Украиной. 

Авторы: Андрей Загорский, Елизавета Скобцова

Источник: Коммерсантъ FM, 29.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики