Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия решила компенсировать «Северный поток – 2» украинским транзитом

Германия решила компенсировать «Северный поток – 2» украинским транзитом

Германо-украинское газовое предложение «Газпрому» невыгодно, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Берлин и Киев в очередной раз пытаются решить собственные проблемы за счет Москвы, причем совсем не оригинальным способом. 

Германия и Украина впали в газотранспортные фантазии

Посол Украины в ФРГ Анка Фельдхузен поддержала предложение Киева о дополнительном транзите через украинскую газотранспортную систему 55 млрд кубометров российского газа, назвав его очень хорошей идеей.

Фельдхузен мотивировала свое мнение тем, что «Северный поток – 2» не будет работать еще полгода. Якобы если РФ собирается поставлять больше газа в Европу, «Газпром» должен воспользоваться украинским предложением.

Цифра в 55 млрд кубов газа является калькой проектных мощностей «Северного потока – 2»: именно столько сырья в год должен поставлять новый газопровод, но украинцы и их германские спонсоры пребывают в фантазиях.

РФ во второй половине 2021 года сократила транзит через украинскую ГТС до контрактных минимумов (109,3 млн кубометров газа в день, или 40 млрд кубометров газа в год) и на 70–80% через польский маршрут. Основные объемы российского газа идут сегодня через «Северный поток – 1» и «Турецкий поток», причем «Газпром» выполняет все обязательства перед европейскими контрагентами. 

«Северный поток – 2» предоставит альтернативу украинской ГТС: покупатели российского газа смогут выбирать, как им лучше получать газ – через сверхсовременный газопровод или через устаревшую магистраль с неадекватным оператором.

Новых объемов газа «Северный поток – 2» в Европу не принесет, а что касается 55 млрд кубометров транзита, то «Газпром», несмотря на обвинения европейцев в саботаже газового рынка, так и не получил от них новых заявок на поставку газа.

Причины этого банальны: во-первых, цены на газ очень высоки, а во-вторых, даже при низких ценах спрос в Европе вряд ли бы увеличился больше, чем на 10–15 млрд кубометров газа. В цифре Фельдхузен отсутствует экономика: никто не говорил, что запуск второго трансбалтийского газопровода увеличит поставки в Европу на 55 млрд кубов газа, это в принципе невозможно.

Что касается «Северного потока – 2», то его сертификация заморожена решением Федеральных сетей ФРГ (Bundesnetzwerk) до тех пор, пока Nord Stream 2 AG должным образом не оформит в Германии новую компанию-оператора.

Однако «Газпром» не испытывает проблем с поставками газа в Европу и не собирается бронировать на Украине дополнительные транзитные объемы, поэтому данное украино-германское предложение не найдет отклик в России. 

«Газпром» такое предложение не устроит

«Задержка запуска “Северного потока – 2” теперь является проблемой не “Газпрома”, а европейских потребителей. Из-за этого в ФРГ начали говорить о специальных условиях по прокачке газа через Украину», – констатирует Юшков.

По газотранспортному контракту с Украиной от 2019 года прокачивать газ со скидкой нельзя. Соглашение составлено так, что любое превышение дневного транзитного лимита в 109,3 млн приводит к повышению контрактных коэффициентов.

«В контракте не предусмотрена скидка как таковая: она противоречит договору. Непонятно, как в принципе сделать такой транзитный пакет, но немцы и европейцы говорят, что им нужны дополнительные объемы газа из РФ, и признают, что они создали бюрократическую систему, которая при всем их желании не позволяет запустить “Северный поток – 2”», – резюмирует Юшков.

В таких условиях немцы, остальные европейцы и украинцы предлагают «Газпрому» увеличить транзит газа через Украину. 

«Предоставлением скидки контрагенты также признают, что “Газпром” является коммерческой компанией. Они мотивируют “Газпром” рыночным инструментом – снижением ставки по украинскому транзиту. Европейцы солидаризируются с позицией “Газпрома”, что транзит газа по украинскому маршруту является дорогим удовольствием», – заключает Юшков.

«Газпрому» такое сотрудничество малоинтересно: у компании нет желания связываться с украинской стороной. В Москве готовы подождать, когда закончится бюрократический процесс в ФРГ и ЕС, связанный с запуском «Северного потока – 2».

«Для реализации предложенной Киевом модели необходимо дополнительное соглашение между “Газпромом” и “Оператором ГТС Украины”, суть которого в отказе от повышающего коэффициента при увеличении объемов прокачки», – констатирует Юшков.

В данной истории для РФ нет экономического резона: зачем «Газпрому» идти на уступки европейцам в условиях проблем с «Северным потоком – 2», сбивать дополнительными поставками цены на газ в Европе и формировать транзитные доходы Украины? 

«Чтобы заинтересовать “Газпром”, нужна существенная скидка, которой пока не представлено», – резюмирует Юшков.

«Газпром» может пойти на уступки только в случае пакетного соглашения, затрагивающего другие проблемы наших отношений.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики