Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия решила компенсировать «Северный поток – 2» украинским транзитом

Германия решила компенсировать «Северный поток – 2» украинским транзитом

Германо-украинское газовое предложение «Газпрому» невыгодно, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Берлин и Киев в очередной раз пытаются решить собственные проблемы за счет Москвы, причем совсем не оригинальным способом. 

Германия и Украина впали в газотранспортные фантазии

Посол Украины в ФРГ Анка Фельдхузен поддержала предложение Киева о дополнительном транзите через украинскую газотранспортную систему 55 млрд кубометров российского газа, назвав его очень хорошей идеей.

Фельдхузен мотивировала свое мнение тем, что «Северный поток – 2» не будет работать еще полгода. Якобы если РФ собирается поставлять больше газа в Европу, «Газпром» должен воспользоваться украинским предложением.

Цифра в 55 млрд кубов газа является калькой проектных мощностей «Северного потока – 2»: именно столько сырья в год должен поставлять новый газопровод, но украинцы и их германские спонсоры пребывают в фантазиях.

РФ во второй половине 2021 года сократила транзит через украинскую ГТС до контрактных минимумов (109,3 млн кубометров газа в день, или 40 млрд кубометров газа в год) и на 70–80% через польский маршрут. Основные объемы российского газа идут сегодня через «Северный поток – 1» и «Турецкий поток», причем «Газпром» выполняет все обязательства перед европейскими контрагентами. 

«Северный поток – 2» предоставит альтернативу украинской ГТС: покупатели российского газа смогут выбирать, как им лучше получать газ – через сверхсовременный газопровод или через устаревшую магистраль с неадекватным оператором.

Новых объемов газа «Северный поток – 2» в Европу не принесет, а что касается 55 млрд кубометров транзита, то «Газпром», несмотря на обвинения европейцев в саботаже газового рынка, так и не получил от них новых заявок на поставку газа.

Причины этого банальны: во-первых, цены на газ очень высоки, а во-вторых, даже при низких ценах спрос в Европе вряд ли бы увеличился больше, чем на 10–15 млрд кубометров газа. В цифре Фельдхузен отсутствует экономика: никто не говорил, что запуск второго трансбалтийского газопровода увеличит поставки в Европу на 55 млрд кубов газа, это в принципе невозможно.

Что касается «Северного потока – 2», то его сертификация заморожена решением Федеральных сетей ФРГ (Bundesnetzwerk) до тех пор, пока Nord Stream 2 AG должным образом не оформит в Германии новую компанию-оператора.

Однако «Газпром» не испытывает проблем с поставками газа в Европу и не собирается бронировать на Украине дополнительные транзитные объемы, поэтому данное украино-германское предложение не найдет отклик в России. 

«Газпром» такое предложение не устроит

«Задержка запуска “Северного потока – 2” теперь является проблемой не “Газпрома”, а европейских потребителей. Из-за этого в ФРГ начали говорить о специальных условиях по прокачке газа через Украину», – констатирует Юшков.

По газотранспортному контракту с Украиной от 2019 года прокачивать газ со скидкой нельзя. Соглашение составлено так, что любое превышение дневного транзитного лимита в 109,3 млн приводит к повышению контрактных коэффициентов.

«В контракте не предусмотрена скидка как таковая: она противоречит договору. Непонятно, как в принципе сделать такой транзитный пакет, но немцы и европейцы говорят, что им нужны дополнительные объемы газа из РФ, и признают, что они создали бюрократическую систему, которая при всем их желании не позволяет запустить “Северный поток – 2”», – резюмирует Юшков.

В таких условиях немцы, остальные европейцы и украинцы предлагают «Газпрому» увеличить транзит газа через Украину. 

«Предоставлением скидки контрагенты также признают, что “Газпром” является коммерческой компанией. Они мотивируют “Газпром” рыночным инструментом – снижением ставки по украинскому транзиту. Европейцы солидаризируются с позицией “Газпрома”, что транзит газа по украинскому маршруту является дорогим удовольствием», – заключает Юшков.

«Газпрому» такое сотрудничество малоинтересно: у компании нет желания связываться с украинской стороной. В Москве готовы подождать, когда закончится бюрократический процесс в ФРГ и ЕС, связанный с запуском «Северного потока – 2».

«Для реализации предложенной Киевом модели необходимо дополнительное соглашение между “Газпромом” и “Оператором ГТС Украины”, суть которого в отказе от повышающего коэффициента при увеличении объемов прокачки», – констатирует Юшков.

В данной истории для РФ нет экономического резона: зачем «Газпрому» идти на уступки европейцам в условиях проблем с «Северным потоком – 2», сбивать дополнительными поставками цены на газ в Европе и формировать транзитные доходы Украины? 

«Чтобы заинтересовать “Газпром”, нужна существенная скидка, которой пока не представлено», – резюмирует Юшков.

«Газпром» может пойти на уступки только в случае пакетного соглашения, затрагивающего другие проблемы наших отношений.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики