Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» немцы толкают на скользкую дорожку

«Северный поток-2» немцы толкают на скользкую дорожку

Насколько критичным для «Газпрома» может стать пуск работы «трубы» без одобрения ЕС?

Российский газопровод «Северный поток-2» при определенных обстоятельствах может начать работать, до завершения процесса сертификации, пишет немецкая пресса. В прошлом подобные ситуации, когда трубопроводы были введены в эксплуатацию до того, как их сертифицировали, уже случались. В частности, речь идет о немецких проектах NEL и EGL 401.

СМИ сообщают, что в таком случае придется выплатить штраф, однако, согласно подсчетам немецкого федерального сетевого агентства (BNA), его сумма выглядит приемлемой, учитывая, что инвестиции в строительство «Северного потока-2» равняются не менее десяти миллиардам евро.

Почему раньше этот вариант не рассматривался?

— И сейчас его, по сути, не обсуждают, — говорит заместитель генерального директора Института Национальной энергетики Александр Фролов. 

— Во всяком случае, если не учитывать размышления в СМИ. На мой взгляд, подобного рода предложения и мнения — это вольный или невольные попытки навязчиво увязать энергетический кризис в ЕС и сертификацию «Северного потока-2».

«СП»: — СМИ напомнили исторические прецеденты, когда трубопроводы были введены в эксплуатацию до того, как их сертифицировали: это NEL и EGL 401. И чем тогда все кончилось?
— Не готов рассказать о EGL, а вот ситуация с NEL видится мне несколько неверно понятой.
Речь, скорее всего, идёт не о сертификации самого газопровода, а о сертификации компании-оператора.

NEL — это продолжение «Северного потока». Он согласовывался до вступления в силу действующих сейчас норм, которые касаются сертификации независимых операторов и пр. А запускался — после. Поэтому могло возникнуть впечатление, что NEL запустили до прохождения сертификации.

«СП»: — Пишут, что штраф составит не более миллиона евро.
— Если подходить к оценке ситуации в лоб, то за сутки по «Северному потоку-2» будет прокачиваться порядка 150 млн. куб. м газа. При нынешних ценах — это около 150 млн. долларов. Конечно, цены по долгосрочным контрактам несколько иные. Но заработать на прокачке можно существенно больше обозначенного штрафа.
Но такой подход, на мой взгляд, совершенно неверен. Для чего, собственно, «Газпрому» запускать «Северный поток-2» до окончания официальной процедуры сертификации? Он поставляет газ согласно контрактным обязательствам и сверхконтрактным заявкам. То есть должны быть заявки со стороны потребителей, а у «Газпрома» должен быть соответствующий этим заявкам ресурс.

Кому, зачем и какие объёмы предлагается прокачивать «Газпрому» по «Северному потоку-2»? Видимо, в Германии уверены, что это будут какие-то дополнительные объёмы, вдобавок к уже прокачиваемым. Но есть ли соответствующие заявки со стороны покупателей? Да и в целом — ради чего «Газпрому» торопиться? Процедура сертификации идёт своим чередом. Видимых проблем в ней не наблюдается.

Единственный серьёзный риск, который просматривается на данный момент — это запрет на стопроцентную загрузку последних 20 км «Северного потока -2». Но к обсуждаемому вопросу это не имеет отношения.

Самое важное, это то, что текущий энергетический кризис в Европе не имеет никакого отношения к объёмам поставок из России. Но европейцы активно делают вид, что имеет. Притом ситуацию пытаются представить таким образом, что высокие цены на газ в ЕС — это следствие «шантажа со стороны России», которая хочет, чтобы быстрее был запущен «Северный поток-2». Но в таком случае, как объяснить ещё более высокие цены на газ в Азии? Как объяснить двукратный рост цены в США?

Так что в реальности кризис отдельно, а «Северный поток — 2» отдельно. Каким-то образом форсировать события по этому газопроводу на данный момент нет никаких причин.

— Теоретически можно подать газ для прокачки по «СП-2». Однако зачем это делать «Газпрому»? — также считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

— Для него главное не как можно скорее запустить газопровод, а запустить его в принципе и именно так, чтобы к нему никто не мог придраться и потребовать остановить работу «трубы». Поэтому «Газпрому» выгодно максимально четко исполнить все требования законодательства Германии и ЕС, а не начинать работу «СП-2» с нарушения европейских законом. Кроме того, если «Газпром» приступит к эксплуатации «СП-2» до выдачи сертификатов, он заплатит штраф. Даже если штраф небольшой, то все равно «Газпром» будет фигурировать как нарушитель европейского законодательства.

Этим будут пользоваться критики «Газпрома», которые будут указывать на то, что «Газпром» — варварская компания, которая не считается с европейскими законами. Сертифицировать и сам газопровод, и компанию-оператора газопровода все равно придется.

А так получается, что если «Газпром» без сертификата начнет поставки по «СП-2», то он и штраф заплатит сам и цены собьет на всем газовом рынке Европы, испортит себе имидж. Так что для «Газпрома» тут одни минусы.

— Раньше тоже были «пробросы» такого рода, — напоминает Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— На мой взгляд, это просто попытка подставить Россию и проект, решить свои текущие энергетические проблемы и заодно получить возможность обвинять «Газпром» в нарушении европейских правил, призывать к новым санкциям и так далее.

До этого не было никаких самовольных запусков газопровода, тому же «ОПАЛ» — регулятор — предоставлял временное разрешение на эксплуатацию в максимальном режиме, типа «для тестирования инфраструктуры». Я не исключаю, что сейчас такой же финт европейцы опять попробуют провернуть до окончания процесса сертификации.

Издержки от нарушения правил не исчерпываются размером штрафа. А главное непонятно, зачем идти на такие нарушения. Это Европе нужны дополнительные объемы газа через «Северный поток-2». Вот пусть сами выкручиваются и ускоряются с сертификацией.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 29.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики