Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба зовет: как Россия будет поставлять водород в Европу

Труба зовет: как Россия будет поставлять водород в Европу

Доходы от экспорта этого вида топлива могут превысить сегодняшние поступления от сбыта углеводородов

Доходы от экспорта водорода могут превышать сегодняшние поступления от сбыта углеводородов, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Согласно поручению президента Владимира Путина, к лету чиновники и «Газпром» должны проработать вопрос поставок этого вида топлива в Европу по действующим газопроводам. Вероятно, для этого могут подойти «Северные потоки», считают специалисты.

Поручения и возможности

Президент России Владимир Путин поручил проработать возможность экспорта водорода в Европу в виде метано-водородной смеси через действующие трубопроводы. Соответствующий доклад необходимо представить до 1 июня 2022 года. Ответственными назначены вице-премьер РФ Александр Новак, глава МИД России Сергей Лавров и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

В России неоднократно заявляли, что потенциал нашей страны в части производства и экспорта водорода достаточно велик. В действующей Энергетической стратегии страны прописана цель по увеличению поставок этого топлива за рубеж до 2 млн т к 2035 году. Ранее заместитель министра энергетики Павел Сорокин отмечал, что Россия нацелена занять 20% мирового рынка водорода к 2030 году, а к 2050-му экспортировать от 7,9 млн т до 33,4 млн т.

По подсчетам специального представителя президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолия Чубайса, объемы поставок водорода из России в ЕС к 2030 году могут достичь минимум $20–30 млрд. Он отмечал, что ЕС намерен к 2030 году увеличить рынок водорода до 10 млн т в год, из которых половину надо будет покрывать за счет импорта. Если учесть максимально возможные объемы производства, то доходы от экспорта могут превысить в перспективе и $200 млрд, что превышает нынешние доходы от поставок углеводородов (в 2020 году они составили $150 млрд), отметила управляющий партнер WMT Consult Екатерина Косарева.

Поток в поток

Сейчас топливо будущего поставляется в виде водородосодержащих продуктов (аммиака, метанола), рассказал доцент базовой кафедры возобновляемых источников энергии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Владислав Карасевич. По его словам, на экспорт российского водорода приходится почти 20% от его производства (более 1 млн т).

— В России отработаны технологии транспортировки аммиака и метанола. На мой взгляд, более целесообразно увеличивать поставки этих водородосодержащих продуктов вместо поставок водорода на их производство в третьи страны. В этом случае этот рынок будет развиваться в России, — сказал эксперт.

По его словам, один из примеров такого подхода — ПАО «НОВАТЭК», которое запланировало производство низкоуглеродного водорода на Ямале (мощность — 2,2 млн т по аммиаку, или 0,4 млн т по водороду) для его дальнейшего экспорта.

— Что касается возможных трубопроводных поставок водорода в составе метано-водородной смеси (с объемной долей водорода до 10%), то, на мой взгляд, для этой цели лучше подходят вновь построенные газопроводы, такие как «Северный поток – 2». Проработка таких поставок должна вестись с участием заинтересованных в приобретении водорода или метано-водородной смеси потребителей, о существовании которых на данный момент мне ничего не известно, — отметил Владислав Карасевич.

Такого же мнения придерживается и доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

— Единственный разумный способ транспортировки водорода — по трубопроводам. Если речь идет о территории Германии, то в первую очередь, вероятно, будут задействованы «Северные потоки», — сказал эксперт.

По его словам, технологии, в принципе, позволяют добавлять в трубопроводный газ любое количество водорода.

— Известные мне расчеты ученых РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина показывают, что оптимально было бы добавлять в голубое топливо примерно 5% голубого водорода, — уточнил Валерий Андрианов. — Это оптимально и с технологической, и с рыночной точки зрения. Именно 5-процентная концентрация водорода в «Северных потоках» обеспечила бы при их полной загрузке поставку в Германию около 220 тыс. т водорода в год.

Есть вопросы

Источник «Известий» в Минэнерго отметил, что вопрос поставок водорода уже прорабатывается. Это подтвердил и заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Вопрос уже прорабатывается на экспертно-техническом уровне. И результаты, судя по всему, не очень обнадеживающие. Есть серьезный риск и для инфраструктуры, и для контрактной базы, и большие вопросы с точки зрения экономической привлекательности такой деятельности, — сообщил он.

По словам Екатерины Косаревой, необходимо провести серьезные исследования в части пропорций и соотношения смеси метана и водорода.

— И речь идет не только о безопасных пропорциях, необходимо изучить вопрос капитальных затрат на переоборудование компрессорных станций под водород, — отметила эксперт.

Она добавила: использование «Потоков» или каких-либо других экспортных газопроводов России ставит под угрозу выполнение существующих долгосрочных контрактов, так как в пунктах сдачи газа он должен быть соответствующего качества. Кроме того, для России сегодня может быть выгоднее монетизировать запасы экологически чистого природного газа, не исключила аналитик.

— Пока более резонным представляется вариант с производством голубого или бирюзового водорода из российского газа непосредственно в Европе, если для этого будет сформировано подходящее регулирование и будет значительно расти спрос на водород, — добавил Алексей Гривач.

Как стало известно 30 ноября, власти германской федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания и «Газпром» ведут переговоры по возможности строительства заводов по производству водорода из природного газа, поставляемого по «Северному потоку» и «Северному потоку – 2».

В Минэнерго, «Газпроме» и НОВАТЭКе оставили запрос «Известий» без комментариев.

Автор: Ирина Кезик

Источник: Известия, 30.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики