Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко хочет разместить в Белоруссии ядерное оружие, если это сделает Польша

Лукашенко хочет разместить в Белоруссии ядерное оружие, если это сделает Польша

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что такие разговоры вызваны безрассудством Запада, на которое приходится так отвечать. Он подчеркнул, что НАТО постоянно расширяется на Восток в нарушение всех договоров

Александр Лукашенко предложил разместить в Белоруссии ядерное оружие. Москва отнеслась с пониманием к такому заявлению и назвала это вынужденным ответом Западу.

В том же интервью РИА Новости, где президент Белоруссии признал Крым де-юре российским, предложил России вернуть ядерное оружие в Белоруссию, если соответствующее оружие стран НАТО окажется в Польше.

Ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что если Германия откажется от размещения ядерного оружия, оно может оказаться в других странах Европы, в том числе к востоку от Германии.

На вопрос ведущего Дмитрия Киселева, о каких системах идет речь, Лукашенко сказал, что этот вопрос можно обсудить.

— Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что если Германия откажется от американского [ядерного оружия]…

— Они перевезут его в Польшу.

— Они перевезут его восточнее, ну, понятно, куда, в Польшу.

— Да. Тогда я предложу Путину вернуть ядерное оружие в Белоруссию.

— Какое ядерное оружие?

— Мы договоримся какое. То ядерное оружие, которое будет наиболее эффективно при таком соприкосновении. Я уже не раз говорил, что мы на территории Белоруссии к этому готовы. Я как рачительный хозяин ничего не разрушил, «все сараи стоят на месте».

Лукашенко также сказал, что готов остановить транзит энергоносителей в случае закрытия границ с Польшей. И что он не собирается «смотреть на контракты», если его будут «душить поляки». Ранее президент Белоруссии пригрозил перекрыть транзит газа в Европу по газопроводу «Ямал — Европа».

Заявление Лукашенко о размещении ядерного оружия прокомментировали в Москве. Глава МИД Сергей Лавров на выступлении в Совфеде заявил, что оно вызвано безрассудством Запада, на которое приходится так отвечать:

«Это заявление [я бы] воспринимал как очень серьезное предостережение, которое продиктовано прежде всего той безрассудной политикой, которую проводит Запад. Если вы обратили внимание, сейчас оратором и главным действующим лицом на Западе стал генеральный секретарь НАТО Столтенберг. С ним сейчас что-то случилось либо его заставляют быть запредельно агрессивным. Столтенберг заявил: «Если Германия не хочет, мы передвинем ядерное оружие на Восток». Что еще надо объяснять нашим западным коллегам, чтобы подобного рода, как помягче сказать, безрассудство остановилось. Я думаю, Александр Григорьевич Лукашенко реагировал именно вот на эти заходы, которые, я считаю, абсолютно безответственные и преследуют цель не просто конфронтацию нагнетать, а постараться спровоцировать горячие конфликты, если они оперируют такими идеями: разместить ядерное оружие совсем близко от РФ в нарушение всего и вся. И в нарушение договора о нераспространении, и в нарушение основополагающего акта России и НАТО. Надо тогда, наверное, на таких вот контрпримерах, достаточно резких, показывать бесперспективность подобного рода затей». 

На Минск оказывается беспрецедентное давление, это не может не приводить к жесткой ответной реакции, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов:

— Лукашенко продолжает делать заявления относительно российского газа. Это не согласовано с Москвой или теперь эту позицию можно считать согласованной?

— Нет, эта позиция по-прежнему президента Белоруссии, суверенного, независимого государства.

— Насколько беспокоит Кремль, что он использует российский газ в качестве инструмента в решении своих проблем?

— Вы знаете позицию президента Путина, он сказал, что Белоруссия и ее президент Лукашенко становятся объектами беспрецедентного давления со стороны целого ряда западных стран. Это давление неоправданное и агрессивное, что не может не приводить к очень жесткой контрреакции со стороны Белоруссии. В этом плане президент выразил понимание жестких ответов, но, с другой стороны, конечно, президент рассчитывает на то, что это никоим образом не приведет к срыву выполнения наших обязательств перед европейскими получателями газа, тем более в это непростое для европейцев время.

— Если президент Лукашенко все-таки примет решение ограничить транзит российского газа через белорусскую территорию, это осложнит отношения между Россией и Белоруссией?

— Мы не хотели бы даже рассуждать о подобных ситуациях.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов полагает, что заявления Лукашенко — не экспромт, и белорусский президент со своим политическим чутьем озвучивает то, что может понравиться России:

— Я практически уверен, что эти заявления Лукашенко делает не случайно и это не его какой-то экспромт, я думаю, что изначально он, может быть, очень хочет понравиться Путину и Москве, но он четко улавливает настроения. То есть даже если ему не дают прямого указания говорить это, он улавливает это желание и говорит то, что сейчас нужно. Лукашенко сейчас выступает как плохой полицейский, такой enfant terrible, который троллит Европу по всем направлениям. Сначала он говорит, что перекроет газовую трубу, потом перекрывает на несколько дней нефтяную. Поскольку эффекта не было и никто не поверил, значит, теперь дошли уже до, называется точки кипения, теперь уже предлагает ядерное оружие разместить.

— А насколько реальны такие угрозы?

— Ну я сильно сомневаюсь все-таки, что дело дойдет до размещения ядерного оружия в Белоруссии, собственно, нам до конца сейчас не нужно, тем более, что в принципе мы если уж надо было потроллить Запад, могли бы это сделать в Калининградской области, но в этом-то и штука, что вроде как не мы угрожаем, а угрожает Лукашенко. И в этом и суть этой технологии. То же самое с газовым транзитом. Естественно, России не нужно перекрывать газовый транзит через Белоруссию, не нужно этого делать, но ведь не мы же предлагаем, это предлагает Лукашенко, соответственно, мы смотрим, какой эффект это произведет. Я согласен с тем, что наши действия реактивны, нас давят — мы отвечаем, нас давят — мы отвечаем, то есть это не то, что мы взяли, стукнули кулаком по столу и сказали: «Будет так!» В этом плане со стороны Запада пока желания ослабить давление я не вижу, и то, что делает Лукашенко, это часть ландшафта, ничего нового тут по большому счету нет.

В продолжение разговора об агрессивной риторике Запада председатель Совфеда Валентина Матвиенко рассказала шутку, которую она увидела недавно в интернете. По ее словам, западные партнеры должны учитывать патриотический настрой россиян:

«Почему в отличие от других стран у России нет беженцев, когда трудная година? Потому что русские сразу бегут в военкомат. Поэтому пусть наши так называемые партнеры это имеют в виду». 

Украина попросила НАТО поддержать ее в конфликте с Россией и предложила совместно разработать трехуровневый пакет сдерживания, куда входят возможные экономические санкции против России и усиление сотрудничества НАТО и Киева в сфере обороны.

Лукашенко в свою очередь заявил, что если Россия окажется перед агрессией Украины, то Белоруссия займет сторону Москвы. «Главное, что мы находимся в теснейшей связке — экономически, юридически, политически будем с Россией», — заявил Лукашенко.

Источник: Взгляд, 01.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики