Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за октябрь 2010 г.

Топ-лист событий за октябрь 2010 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за октябрь 2010 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Состоялось совещание правительства по развитию ямальских проектов

    Совещание планировалось как обсуждение генеральной стратегии развития газовой отрасли, а превратилось в массовую пиар-акцию в поддержку проекта «Ямал СПГ», результатом чего стало специальное постановление правительства. Удивительно, что частный проект получает бонусы от государства в виде особого налогового режима и готовности государства инвестировать в развитие инфраструктуры. Правда, если учесть, что этот проект реализуется компанией НОВАТЭК, где главным акционером является Геннадий Тимченко, наверное, многие вопросы отпадают. Но с другой стороны, любопытно, что теперь государство фактически лоббирует частные проекты, и это в ситуации, когда нам говорят про какое-то огосударствление нефтегазового комплекса. Нерезиденты, которым предлагается купить 49% в проекте, должны быть аккуратными, потому что риски им предстоит разделить не с российским государством, а с частной компанией, которая в случае чего просто разведет руками..

  2. Очередной виток российско-белорусского конфликта

    Весь месяц мы прожили под знаком Минска: звучали обещания заменить Россию на Венесуэлу, состоялся визит Уго Чавеса в Минск, российская сторона предпринимала попытки найти какую-то схему – все это составляло суть октября. Россия внесла разумное предложение о сохранении нулевых пошлин на сырую нефть, но экспортные пошлины, которые будет получать Белоруссия от вывоза нефтяных продуктов, должны попадать в российский бюджет. Собственно, такую идею предложил и Казахстан: пошлины брать по пересечению финальной границы Таможенного союза. Правда, тут вопрос непростой, потому что в России, например, и в Казахстане совершенно разные ставки экспортной пошлины, причем они настолько разные, что отличаются более чем в 10 раз. Пока Минск колеблется. Белорусская эпопея наверняка еще попадет в нашу десятку.

  3. Визит Владимира Путина в Киев

    От этой поездки ожидалось очень многое: уже несколько месяцев ведутся плотные переговоры по созданию СП по управлению газотранспортной системой Украины. Этого не произошло, но тем не менее переговоры вошли в завершающую стадию. Не исключено, что в конце этого года или в начале следующего соглашение будет подписано, потому что экономика Украины уже с трудом выдерживает даже так называемые харьковские цены на газ, т.е. цены с 30%-ной скидкой. В четвертом квартале цена уже составила $252 за тысячу кубометров, а в следующем квартале она еще вырастет. Украинский премьер Николай Азаров говорит, что Киев согласен на 230. Но что соглашаться на 230, если у нас есть контракт, в котором даже с 30%-ной скидкой цена будет 252? Это очень тяжело. Невозможно этот вопрос забалтывать месяцами, поэтому рано или поздно Украина на создание СП вынуждена будет согласиться. Тем самым она сохранит для себя этот бизнес, потому что 3 миллиарда долларов ежегодных транзитных платежей – это та сумма, которая для Украины является весьма солидной.

  4. Решение ТНК-ВР о приобретении активов в Венесуэле и во Вьетнаме

    Эта сделка подписана, и ТНК-ВР уже внесла депозит, а также ведет переговоры о покупке газового бизнеса в Алжире. Интересно то, что ТНК-ВР начинает покупать активы своей «материнской» компании, потому что всегда рассматривали ВР как главную – у нее было 50% акций ТНК-ВР. Теперь же получается, что «дочка» начинает «поедать» «материнскую» компанию. Но ВР уже «попала» на 40 млрд долларов по аварии в Мексиканском заливе. Сумма чудовищная – это даже больше, чем стоимость всего проекта «Ямал СПГ» вместе с инфраструктурой. Можно сказать, что, если бы не было аварии в заливе, ВР могла бы на эти деньги создать достаточно мощный проект поставки сжиженного газа с Сахалина. Это еще дешевле обошлось бы ей. 40 млрд – фантастическая сумма, понятно, почему ТНК-ВР эти активы приобретает. Но с точки зрения интересов России ощущения возникают двойственные. С одной стороны, все бьют в фанфары: и вице-премьер Игорь Сечин эту сделку поддерживал, и министр энергетики Сергей Шматко, и премьер Владимир Путин – российские компании становятся глобальными. А с другой стороны, только за активы в Венесуэле и во Вьетнаме ТНК-ВР выложит 1,8 млрд долларов, за активы в Алжире она собирается выложить еще 3 млрд долларов. Нужно понимать, что все эти миллиарды забирают из инвестиций в российскую территорию. Поэтому здесь надо не в литавры бить, а плакать горькими слезами: российские компании отказываются вкладывать деньги в новые проекты на территории России, предпочитая работу далеко за ее пределами. Конечно, может, это и добавляет России глобальности, но не будем врать друг другу, что в России будет продолжаться рост добычи нефти. Честно признаем: даже наши собственные российские компании отказываются рассматривать Россию как зону своих инвестиционных приоритетов. Поэтому эта новость в нашем рейтинге имеет горький оттенок.

  5. Определился единственный участник конкурса на месторождения им. Требса и им. Титова

    Это сообщение из серии «что и требовалось доказать». Совершенно ясно, что победитель был определен заранее. Конкурс по месторождениям им. Требса и им. Титова потому так долго откладывали, что не могли аппаратно определить победителя. Это все очень по-российски. У нас на хорошие месторождения конкурсы объявляются тогда, когда победитель известен. Также объявляются и тендеры. Компания «Башнефть» принадлежит компании «Система», промежуточному собственнику. Скоро произойдет интеграция «Башнефти» и «Руснефти» – другого актива «Системы», плюс месторождения им. Требса и им. Титова, и мы думаем, что это не последнее будет слияние в нефтегазовом комплексе в ближайшие годы.

  6. Российские власти предупредили о возможной замене оператора проекта «Сахалин-1»

    С одной стороны, здесь все развивается по варианту проекта «Сахалин-2», когда какой-то государственный орган предъявляет претензии иностранному оператору проекта, а потом тому предлагают продать свою долю. Но есть одно очень важное отличие: в проекте «Сахалин-2» «Газпром» входил, когда там было три иностранных акционера – Shell, Mitsubishi и Mitsui. Но в «Сахалине-1» есть «Роснефть». Очень любопытно, как «Газпром» собирается войти в проект, где уже есть его главный политический и экономический оппонент. Все прекрасно понимают, что «Газпром» не хочет допустить независимого экспорта газа из «Сахалина-1» в Китай. Поэтому здесь история гораздо более сложная и проблемная, чем в случае с «Сахалин-2».

  7. Россия и Польша подписали соглашение об увеличении поставок российского газа

    Ожидалось это событие несколько месяцев, велись очень тяжелые переговоры. Конец истории показательный: несмотря на все возражения экспертов, что контракт не нужен, что у Польши скоро будет СПГ и сланцевый газ, что Варшава найдет другие источники поставок, в реальности оказалось, что другого источника, кроме России, у Польши нет. Сколько бы зубами не скрипели, все равно пришлось подписать договор на увеличение поставок. Что касается выделения в отдельную компанию управление польским участком газопровода «Ямал – Европа», то тут тоже есть масса нюансов. Очевидно, что и до истечения контрактов свободных мощностей в трубе нет. Т.е. фактически свободные мощности в трубе проданы. Да и потом, какой газ там еще появится? На входе в эту трубу другого газа, кроме российского, просто физически быть не может на сегодняшний день и на ближайшие десять лет. По мере продвижения «Северного потока» появляется удивительная возможность поставлять газ в Польшу через Германию, и Варшава это понимает. Польша может лишиться и тех скромных транзитных платежей, которые она сейчас собирает с «Газпрома» за транзит газа. Это горькие реалии. Польша может сколько угодно кричать о диверсификации, но когда берешь в руки калькулятор, ситуация оказывается несколько иной.

  8. Визит Дмитрия Медведева в Туркмению

    Туркменбаши тут же предложил России расширить закупки газа. Его понять можно: долгое время Туркменистан говорил, что проживет и без России, а когда наступили тяжелые времена – казалось бы, вот оно, счастье, проложили трубу в Китай, но Пекин отказывается платить нормальную цену – вот тут-то Туркмения осознала, что попала в далеко не самые комфортные условия. Россия уже берет 10 млрд кубов, но сегодня уже этот газ России не нужен, т.к. спрос на российский газ пока в Европе не восстановился. Таковые горькие реалии туркменской диверсификации: да, Китай готов брать, но дешево; да, Иран готов брать, но тоже недорого; а Россия вообще не готова брать. Европа вроде бы и хотела бы взять, но не может, потому что не решена проблема транзита через Каспий. И вот получается удивительная ситуация: вроде бы и газ есть, и покупатели есть, нет одного – денег. Поэтому Туркмения просит Россию помочь. Но зачем России сейчас помогать, когда у нее самой есть некий избыток газа? В перспективе же Туркмения интересна, поэтому игра вокруг Центральной Азии будет продолжаться.

  9. «Роснефть» заключила соглашение о покупке у государственной нефтяной компанией Венесуэлы Petroleos de Venezuela S.A. (PDVSA) 50-процентной доли в немецком Ruhr Oel

    С одной стороны, государство говорит о необходимости развития собственной переработки, а с другой стороны, государственная компания «Роснефть» уже второй крупный проект в течение двух месяцев начинает на территории других стран: в сентябре заложили камень в строительство НПЗ в Китае, в октябре подписали договор на покупку серьезных активов в немецкой нефтепереработке. Возникает вопрос: а государство вообще читает то, что само в стратегиях пишет? Или это все лирическое отступление для чтения иностранцами и экспертами? Более странный диссонанс придумать сложно.

  10. Начало загрузки топлива в Бушерскую АЭС

    Фактически долгоиграющий проект завершен, но возникают новые вопросы: где еще мы собираемся строить? Точнее, собираемся ли мы строить везде? Уже в октябре даны обещания и в Венесуэле, и во Вьетнаме. Везде, где бывает наш президент, мы предлагаем построить атомную станцию. Хватит ли сил, и главное, кто будет это оплачивать? Эти вопросы по-прежнему остаются открытыми, здесь у нашей атомной программы еще очень много белых пятен.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики