Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В нужный момент СПГ из России оказалось немного: Китай скупил газ в США и Катаре

В нужный момент СПГ из России оказалось немного: Китай скупил газ в США и Катаре

Из-за нехватки СПГ на мировом рынке в этом году китайские компании поспешили заключить новые контракты на сжиженный газ, чтобы надолго гарантировать поставки. И Россия оказалась не в первых рядах по объемам закупок. Она смогла предложить лишь ограниченные объемы.

Только за последний месяц китайские компании заключили долгосрочных контрактов на 9,5 млн тонн СПГ в год (более 13 млрд кубометров). Все они достанутся производителям из США и Катара. Эти страны стали лидерами по контрактованию сжиженного газа для Китая в этом году.

Так, QatarEnergy подписала соглашения на 10−15 лет с четырьмя китайскими компаниями и одним международным трейдером, который будет поставлять топливо в Восточную Азию, на 8,5 млн тонн в год (11,7 млрд кубометров). Большая часть контрактов заработает с начала следующего года. China’s S&T International Natural Gas Trading будет получать ежегодно 1 млн тонн, CNOOC — 3,5 млн тонн, Sinopec — 2 млн тонн, а трейдер Shell — 0,5 млн тонн. С 2024 года к ним присоединится и Guangdong Energy Group Natural Gas, у которой контракт на 1 млн тонн.

Еще более масштабными оказались контракты китайских компаний в США. Только в ноябре Venture Global LNG и Sinopec объявили о подписании двух 20-летних договоров на поставку 4 млн тонн СПГ (5,5 млрд кубометров) в год с терминала Plaquemines. При этом дочерняя компания Sinopec, UNIPEC, будет приобретать еще 3,5 млн тонн СПГ (4,8 млрд кубометров) в год на заводе Calcasieu Pass, но на более короткий срок.

«Это самая крупная сделка по поставке СПГ, когда-либо подписанная американской компанией. Она увеличит экспорт американского СПГ в Китай вдвое», — заявили в Venture Global LNG.

В Cheniere Energy тем временем сообщили, что китайская Foran Energy Group будет покупать у них с 2023 года по 0,3 млн тонн СПГ ежегодно, а ENN Natural Gas — по 0,9 млн тонн с середины 2022 года.

«В 2021 году не менее 10 китайских компаний, включая крупнейшие госпредприятия, частных импортеров и газораспределительные фирмы, подписали более дюжины контрактов на поставки газа из-за границы. И почти две трети были заключены в сентябре — декабре», — заметили S&P Global Platts. В агентстве добавили, что американским производителям досталась самая большая доля новых контрактов.

Россия, судя по данным из открытых источников, получила от Китая в этом году только два контракта — на 4 млн тонн СПГ в год. Китайские Shenergy Group и Zhejiang Energy Gas Group будут получать сжиженный газ с проекта «Арктик СПГ — 2» — нового проекта «Новатэка», который начнут вводить с 2023 года.

Сейчас в России производят около 31 млн тонн СПГ в год — на «Ямал СПГ», «Сахалине-2» и «Криогаз-Высоцке». Долгосрочная программа развития производства СПГ в России предполагает, что к 2035 году поставки сжиженного газа составят уже до 140 млн тонн в год. Однако в ближайшие пять лет добавится не так уж и много. «Портовая» на берегу Балтийского моря будет давать со следующего года 1,5 млн тонн, а «Арктик СПГ 2» начнет с 6,6 млн в 2023 году и выйдет на 19,8 млн тонн в 2025 году.

В то же время в США, по данным Управления информации Минэнерго (EIA), только с конца 2021 года по сентябрь 2022 года должны запустить мощностей на 17,2 млн тонн.

А Катар, в свою очередь, обещает увеличивать производство СПГ до 2027 года и выйти на дополнительные 49 млн тонн год, увеличив общее производство до 126 млн.

Возможность предложить рынку в целом и Китаю в частности большие дополнительные объемы СПГ в самые сжатые сроки стали главным преимуществом производителей Катара и США в этом году. В начале января из-за аномального похолодания и ограниченных поставок цены на газ в Азии подскочили выше $ 1 000 за тысячу кубометров, а с сентября из-за нехватки СПГ рекордные цены установились и в Азии, и в Европе. Из-за этого китайские компании и поспешили заключать рекордные долгосрочные контракты на поставку сжиженного газа, чтобы гарантировать поставки на ближайшие 10−15 лет уже сейчас.

В сентябре глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что темпы потребления газа в Китае ошеломляющие. По его данным, в первой половине года потребление газа в Китае выросло на 15,5%, а импорт — на 23,8%. В результате в 2021 году Китай может импортировать 160 млрд кубометров газа при потреблении в 360 млрд кубометров.

«Китайские компании как пылесос засасывают все дополнительные объемы газа. Страна первой начала восстанавливать экономику после пандемии, и ей все больше требуется энергии, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — И конечно, мы не в лидерах. У нас есть всего два проекта. „Сахалин-2“, основные объемы которого уже давно законтрактованы для Японии и Южной Кореи. И „Ямал СПГ“. В этому году поставки сжиженного газа с проекта в Китай увеличатся, но не так значительно, как это делают США, Катар и Австралия. Наша доля в импорте СПГ Китая составляет примерно 10%».

Другое дело — поставки трубопроводного газа. К 2025 году газопровод «Сила Сибири» должен выйти на проектные 38 млрд кубометров (27,5 млн тонн в виде СПГ). А следом «Газпром» планирует «Силу Сибири — 2», мощность которого будет еще больше — 55 млрд кубометров.

«Сила Сибири — 2» и СПГ, на мой взгляд, могут сосуществовать. Поставки из крупных газопроводов обычно оказываются дешевле и стабильнее, а СПГ выступает гибким балансирующим фактором. Кроме того, прогнозного спроса на природный газ в Китае хватит как на «Силу Сибири — 2», так и на СПГ», — замечает аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

В этом году Россия не смогла предложить Китаю больших объемов с началом поставок в самые сжатые сроки. Однако это не значит, что у еще неосуществленных проектов будут проблемы, говорит аналитик ФГ «ФИНАМ».

«Проблем с заключением контрактов у них нет: недавно „Новатэк“ сообщил, что законтрактовал почти весь СПГ с „Арктик СПГ — 2“ с поставкой в 2023—2024 годах», — замечает Сергей Кауфман. Он полагает, что по мере реализации новых проектов («Арктик СПГ — 1» и проект «Газпрома» в Усть-Луге) российский СПГ продолжит быть востребованным благодаря его низкой себестоимости и росту спроса на газ в мире.

Источник: EADaily, 09.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики