Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа на угле: при такой цене газа «зеленые» налоги уже не играют значения

Европа на угле: при такой цене газа «зеленые» налоги уже не играют значения

С ноября квоты на выбросы СО₂, которые обязана покупать угольная генерация, подорожали в Европе на 45%. Однако при рекордных ценах на газ и электроэнергию зеленый налог уже не играет значения.

Стоимость квот на выбросы СО₂ в Европе выросла до 85 евро за тонну. С начала ноября рост составил 45%, а за год — 140%.

«Комбинация холодной погоды и отсутствия ветра заставляет Европу все больше полагаться на угольную и газовую генерацию, что, в свою очередь, толкает стоимость квот СО₂ на рекордную высоту. В Великобритании энергосистема полагалась этим утром более чем на 60% на мощности производителей электроэнергии на газе и угле», — написал 7 декабря в Twitter ведущий корреспондент Bloomberg по энергетике Жавье Блас.

В то же время Институт систем солнечной энергии Fraunhofer из Германии указывает, что на долю угольной и газовой генерации в последний месяц приходится 47% производства электроэнергии в стране.

В отличие от атомной и зеленой энергетики угольная и газовая генерация обладают маневренностью и способны покрывать пики потребления, поэтому их затраты на производство являются индикатором для ценообразования в Европе. И резкий рост цен на газ уже привел к тому, что во Франции с ее мощной атомной генерацией и в Германии, делающей ставку на зеленую энергетику, стоимость оптовых поставок электроэнергии на год вперед достигла 200 евро за МВт·ч, а в Германии — 160 евро за МВт·ч.

Сжигать уголь в Европе, которая стремится отказаться от его использования, стало при этом намного выгоднее, чем газ, отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Эксперт замечает, что разница в стоимости газа и угля сейчас огромная: «Газ в шесть-семь раз дороже». Стоимость голубого топлива на спотовом рынке превышает $ 1 000 за тысячу кубометров. А цена угля опустилась до $ 129 за тонну.

На стоимость же квот на выброс СО₂, добавляет замдиректора ФНЭБ, влияет ужесточение целей по снижению выбросов и сокращение выпуска самих сертификатов.

Руководитель рейтинговой службы «Национального рейтингового агентства» Сергей Гришунин полагает, что у угольной генерации сейчас хорошая экономика.

«На 1 кВт·ч тратится около 300 г угля. Коэффициент выхода СО₂ из угля составляет 2,8 кг СО₂ на кг угля. Итого на 1 кВт·ч из угля выбрасывается 840 г СО₂, или 7 евроцентов на кВт·ч по текущей цене за выбросы. В первом полугодии цена за кВт·ч в среднем по ЕС была 21,9 евроцента за кВт·ч. Таким образом, с учетом покупки угля и уплаты налога на СО₂ у угольной генерации ЕС остается до 15−20% маржи на оплату процентов по кредитам и налогов», — подсчитал эксперт. По его словам, обычно у угольной генерации остается 5−7% маржи.

Bloomberg оценивает, что в первом квартале следующего года маржа угольной генерации составит более 80 евро за МВт, а у газовой она будет отрицательной.

Как сообщало EADaily, из-за рекордных цен на газ в странах ЕС резко вырос спрос на уголь для производства электроэнергии. Европейские компании обратились к российским поставщикам, но они не смогут в короткий срок нарастить поставки.

Быстрее всех увеличить экспорт способны производители в США, замечает Сергей Гришунин. Он указывает на то, что Россия сделать это в короткие сроки по-прежнему не может.

С одной стороны, нехватка угля из-за Китая снижается, так как в стране наращивают добычу. С другой… «Свободных вагонов нет и до конца года не появится. Они сейчас все еще и медленно разгружаются из-за смерзаемости», — добавил руководитель рейтинговой службы «Национального рейтингового агентства». Ранее Сергей Гришунин рассказывал EADaily о том, что в первом полугодии европейские потребители ввезли около 22 млн тонн угля из России, а потенциал наращивания экспорта в сторону ЕС составляет до 133 млн тонн в год. Он отмечал, что ориентироваться на ЕС как на долгосрочный рынок сбыта опасно: «Поэтому отгрузки туда будут идти по спотовым контрактам преимущественно мелких игроков».

Источник: EADaily, 08.12.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики