Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «К газопроводу претензий нет»: почему затянулась сертификация «Северного потока — 2»

«К газопроводу претензий нет»: почему затянулась сертификация «Северного потока — 2»

Сам по себе «Северный поток — 2» уже построен, претензий к его конструкции нет. Вводу в эксплуатацию препятствуют проблемы с сертификацией компании, которая будет оператором газопровода. Об этом «Вечерней Москве» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Он отметил, что недавнее заявление главы МИД Германии Анналены Бербок о проблемах с сертификацией «Северного потока — 2» вполне соотносится с ее личным отношением к этому проекту. Однако позиция Германии относительно газопровода отличается.

— Я думаю, тут есть опрометчивость в заявлениях со стороны МИДа. Насколько я помню, им руководит женщина, которая является чуть ли не лидером партии «Зеленых». Она активно критиковала этот проект, и сейчас, может быть, по инерции у нее остается критическое предвзятое отношение. Но в реальности она никакого отношения к «Северному потоку — 2» не имеет. Германия, по сути, остановить его из-за каких-то своих политических предпочтений не может, — отметил собеседник «ВМ».

По словам специалиста, первую часть сертификации «Северный поток — 2» уже прошел: ее целью было определить, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к газопроводам. Эта часть сертификации не вызывает нареканий и никаких претензий в этом плане нет, подчеркнул эксперт.

Трудности есть со второй частью сертификации, которая связана с оператором газопровода, заметил Юшков.

— Основная проблема — в сертификации компании-оператора. Газпром хочет, чтобы управляла газопроводом компания Nord Stream 2 AG, которая владеет этой «трубой». И там сложность в том, что это стопроцентная дочерняя структура Газпрома. В первом, можно сказать, пункте европейского антимонопольного законодательства сказано, что должны быть разделены сферы бизнеса: поставщик не должен управлять «трубой», — рассказал эксперт.

Разделение функций необходимо для того, чтобы при наличии нескольких поставщиков компания-оператор не отдавала предпочтение кому-то одному, заметил собеседник «ВМ».

Однако, по словам Юшкова, в некоторых случаях такой запрет можно обойти, что и хочет сделать Газпром.

— Далее там написано, что, если применение антимонопольного законодательства не приводит к развитию конкуренции, то может быть дано исключение. Газпром, в общем-то, по следующему пункту пытается пройти. Там сказано, что, если вы создадите такую систему управления компанией-оператором, что она будет независимо от материнской компании принимать решения, тогда можно сделать ее компанией-оператором, — объяснил эксперт.

Юшков подчеркнул, что немецкий регулятор недавно приостановил процесс сертификации, потребовав, чтобы Газпром перерегистрировал свою «дочку» Nord Stream 2 AG: она была зарегистрирована на территории Швейцарии — теперь ее нужно зарегистрировать на территории Германии.

Такое положение дел будет более выгодным для проекта, предположил специалист.

— Я думаю, что это не минус для проекта, а плюс. Раньше многие говорили, что, нет, вообще нельзя, чтобы эта компания была оператором, надо разделять и т. д. Немецкий регулятор как раз, по сути, сказал, что можно сделать Nord Stream 2 AG оператором, просто ее надо перерегистрировать в Германии, чтобы ее деятельность была более прозрачной. Чтобы они видели, что она независимо поступает от Газпрома и выполняет ту самую функцию, что есть независимая система управления, — отметил собеседник «ВМ».

Эксперт обратил внимание, что бюрократические проволочки получится преодолеть тогда, когда Газпром сможет перерегистрировать компанию. По мнению Юшкова, сертификат и разрешение на ввод в эксплуатацию будут уже весной, может быть, даже в июне.

В этом отопительном сезоне «Северный поток — 2» помочь европейцам не сможет, резюмировал он.

— Но это, скорее, их проблемы, потому что Газпром долгосрочные контракты свои выполняет. Он мог бы дополнительные объемы поставлять по «Северному потоку — 2», чтобы смягчить дефицит газа на европейском рынке. Но раз европейцы затягивают этот процесс, значит, отопительный сезон будет без этой «трубы» проходить, — рассказал специалист.

Ввод газопровода в эксплуатацию в любом случае должен состояться, отметил эксперт. Юшков подчеркнул, что затраты Газпрома на создание «Северного потока — 2» составляют примерно пять миллиардов долларов, а европейских кредиторов — около 4,5 миллиарда.

В случае отказа от запуска обе стороны потеряют в деньгах, предупредил эксперт.

— Отдавать кредиты должна компания-оператор за счет денег за прокачку. Не будет прокачки — и европейцы не вернут себе 4,5 миллиарда долларов, и Газпром не вернет пять миллиардов. Это прямые потери будут для Газпрома, плюс его запрут на украинском транзите. Соответственно, ему придется дальше подписывать договор с Украиной, что дороже, — рассказал собеседник «ВМ».

Также Юшков обратил внимание, что маршрут через Украину в Европу на 1900 километров длиннее. Перекачка газа по такому маршруту приведет к росту выбросов парниковых газов. Это будет плохо даже для европейцев, которые добиваются сокращения парниковых газов.

Сценарий полной остановки, если не произойдет никаких форс-мажоров, никто не рассматривает: все понимают, что «труба» европейцам нужна, заключил специалист.

На данный момент «Северный поток — 2» не соответствует предписаниям Евросоюза. Об этом в воскресенье, 12 декабря, заявила глава МИД Германии Анналена Бербок.

— Об этом мы дискутировали в рамках коалиционных переговоров и прописали в коалиционном договоре, что к энергетическим проектам должно применяться европейское право в области энергетики, — сообщила глава МИД Германии в эфире телеканала ZDF.

Германия предлагала России заплатить за ускоренную сертификацию газопровода «Северный поток — 2», заявил немецкий политолог и журналист Евгений Кудряц.

— Германия выдвинула условие России: если она хочет ускорить сертификацию «Северного потока — 2», то должна заплатить миллион евро немецкой стороне. Но я думаю, что Москва на такой шаг не пойдет и дождется запланированного срока завершения сертификации — конца марта 2022 года, — сказал политолог.

Автор: Игорь Синельников

Источник: Вечерняя Москва, 13.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики