Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа выбирает между украинским транзитом и «Северным потоком – 2»

Европа выбирает между украинским транзитом и «Северным потоком – 2»

Растущий спрос на газ повышает необходимость ускоренной сертификации «Северного потока – 2». Будет ли Россия пересматривать условия украинского транзита при запуске магистрального газопровода, рассказывает ФБА «Экономика сегодня».

Перспективы транзита через Украину после 2024 года напрямую зависят от договоренностей сторон по поставкам голубого топлива, заявил в интервью РИА Новости директор департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации Дмитрий Биричевский. Ситуация на рынке, по словам сотрудника ведомства, не позволяет делать долгосрочные прогнозы.

«Газпром» выполняет условия контрактов

Дипломат подчеркнул, что все планируется реализовывать «в рамках контрактов, отражающих спрос и предложение, которые будут существовать на тот момент». Биричевский назвал колоссальным рост спроса на топливо, несмотря на то что Европейский союз ведет политику, направленную на снижение использования газа. 

 

«Российский дипломат прямым текстом сказал то, о чем многие давно догадывались. Он выдвинул предположения об условиях сохранения транзита через украинские территории, намекая на необходимость завершения сертификации газопровода "Северный поток – 2".

Москва при этом не говорит о готовности полностью отказаться от российского транзита через Украину. По расчетам "Газпрома" по крайней мере 10 млрд кубических метров топлива или чуть больше через это государство пройдет», – рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Россия готова на переговоры о продлении транзита газа через Украину, однако сначала нужно уточнить все вопросы по закупке этого топлива, заявлял ранее директор второго департамента стран СНГ МИД России Алексей Полищук. Он предположил, что Киев поставил вопрос о продлении договора еще за три года до его истечения, чтобы «преследовать только политические цели».

Европа противоречит собственным планам

Европейские государства, которые заключили с российской транснациональной энергетической компанией долгосрочные контракты на поставку газа, по словам директора департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации Дмитрия Биричевского, «чувствуют себя гораздо спокойнее, чем те, кто ориентируется на спотовый рынок». Поэтому потребителям «Газпрома» следует заранее планировать добычу и географию газовых поставок.

Однако Европейский союз, где спрос на газ повышается с каждым днем, рассчитывает отказаться от долгосрочных контрактов на его транзит с 2049 года. При этом Еврокомиссия намерена бороться с потенциальным дефицитом через совместные добровольные закупки и формирование стратегических резервов.

В любом случае стратегия ЕС выглядит весьма сомнительной на фоне происходящего в регионе. Практика показала, что Европейская комиссия фактически не способна строить долгосрочные планы и делать запасы топлива для комфортного прохождения отопительного сезона.

Объем активного газа в подземных хранилищах Европы, по данным Gas Infrastructure Europe, на 21,1 млрд кубических метров меньше уровня, зафиксированного в прошлом году. Отобрано уже 43,1% от объема газа, закачанного в 2021 году. Скорость потребления топлива растет с наступлением морозов.

Поэтому представитель МИД России Дмитрий Биричевский указал также на то, что планы Европейской комиссии «отказаться от долгосрочных контрактов на газ к 2049 году пока на уровне разговоров, ведь надежнее газа топлива еще не придумали». 

 

Россия сегодня создает плацдарм для дальнейших переговоров как с ЕС, так и с Украиной, которая вошла в зону исторического минимума по запасам газа в подземных хранилищах. «Газпром» оценил объем украинских запасов в 14,37 млрд кубических метров, что на 9,9 млрд кубометров ниже, чем в прошлом году.

Германия терзается сложным выбором

Предупреждая снижение запасов газа на Украине, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что Берлин по-прежнему привержен роли этой страны в качестве транзитного маршрута для газа в Европу. Поэтому Германия намерена помочь украинскому государству стать «основным источником возобновляемой энергии и необходимого производства, которое будет на ее основе». 

 

«Все это нужно рассматривать в контексте ситуации, развернувшейся вокруг отношений России и стран коллективного Запада в последнее время, то есть комплексно. Москва выложила козыри и пошла ва-банк. Остается следить за тем, что из этого получится. Думаю, в начале 2022 года мы узнаем о предварительных результатах», – предположил Александр Перов.

Перспективы после 2023 года укажут, собирается ли российская сторона оставлять существенные объемы транзита по украинской территории после запуска магистрального газопровода «Северный поток – 2». До этого момента официальный Киев продолжит выступать против российско-европейского проекта, выказывая опасения потерять транзитный доход.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 28.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики