Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ, мотор! Бизнес-подоплёка казахстанской революции

Газ, мотор! Бизнес-подоплёка казахстанской революции

В качестве отправной точки протестов в Казахстане было представлено недовольство населения подорожанием сжиженного углеводородного газа (СУГ) на заправках. Цена литра СУГ в 2022 году составила около 120 тенге. В 2021-м она колебалась в диапазоне 50–60 тенге. Для сравнения стоимость СУГ в России в пересчёте на тенге в среднем составляет 180 тенге. Основная причина роста цен на казахстанских АЗС – решение властей «отпустить» цены.

Во всём виновата мировая конъюнктура?

Как и в России, казахстанским производителям углеводорода в 2021 году в связи с рекордным ростом биржевых цен на газ стало выгоднее экспортировать его, нежели продавать внутри страны. В результате государство, производство СУГ в котором превышает его внутренние потребности, столкнулось с дефицитом на внутреннем рынке. В силу госрегулирования цены там были в разы ниже мировых, что стимулировало производителей к наращиванию экспорта и снижению реализации в Казахстане. Крупнейший производитель СУГ «Тенгизшевройл» (50 процентов принадлежит Chevron, 25 – ExxonMobil, 20 – «КазМунайГазу», 5 – ЛУКОЙЛу) направлял весь сжиженный газ на экспорт. Главным продавцом СУГ на внутреннем рынке была и остаётся казахстанская национальная нефтяная компания «КазМунайГаз».

«Она ведёт масштабную добычу углеводородного сырья в Мангистауской области, где вспыхнули беспорядки. Располагая тремя заводами (Атырауским и Шымкентским нефтеперерабатывающими и Павлодарским нефтехимическим), “КазМунайГаз” фактически контролирует казахский рынок бензина и сжиженного нефтяного газа». - Леонид Хазанов, промышленный эксперт

 

С начала года топливо начало свободно реализовываться на электронных торгах. Этот факт в совокупности с дисбалансом на внутреннем рынке привёл к тому, что граждане увидели на заправках кратно выросшие цены.

Почему для людей это так важно

Объясняя причину народного недовольства ростом газовых цен, эксперты говорят о том, что этот вид топлива для Казахстана гораздо более принципиален, чем, например, для России, Украины или Белоруссии.

– В Казахстане и частный автотранспорт оборудован газовыми баллонами, и общественный, как автобусы, так и маршрутки. При этом доля СУГ в топливном балансе значительно выше, чем в России, – отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«В результате даже бедные люди, у которых нет своей машины, резко чувствуют ухудшение благосостояния, когда дорожает газ. У некоторых и на маршрутку-то денег нет, и тут становится ясно, что общественный транспорт подорожает». - Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

 

После того как беспорядки охватили всю страну, власти поздно приняли меры. Экспорт СУГ автотранспортом запрещён до осени 2023 года, полный переход на реализацию сжиженного нефтяного газа через электронную площадку перенесён на год, на 180 дней введено госрегулирование цен на заправках. Однако декларация данных мер, разумеется, уже не смогла остановить протест.

Автор: Анна Таволга

Источник: Октагон.Медиа, 06.01.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики