Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»

Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»

Индонезия оставляет страны АТР без энергетического угля на месяц, создавая угрозу усиления мирового кризиса. ФБА «Экономика сегодня» рассказывает о последствиях и роли России при ужесточении проблемы.

Крупнейший в мире экспортер энергетического угля, который используется для выработки электричества, полностью запретил экспорт. Речь идет об Индонезии, решившей таким образом поддержать активность на внутреннем рынке до конца января текущего года.

Продление запрета, считают в международном экспертном сообществе, под воздействием погодного фактора однозначно приведет к новому витку энергетического кризиса. Однако в этот раз резко поднимутся цены на уголь, провоцируя дефицит.

Кризис угрожает другим регионам

Как известно, данный ресурс является основным для генерации электричества в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И его нехватка рискует стать катастрофичной, в особенности из-за того, что страны-экспортеры не обладают возможностью удовлетворить дополнительный спрос на этом рынке.

«Дефицит угля уже наблюдается не только на азиатском рынке, но и по всему миру, потому что в 2021 году возникла острая нехватка газа. Из-за этого стоимость резко увеличилась и, когда она достигла показателя в 400-500 долларов США за тысячу кубических метров, энергетические компания начали активно переключаться на угольную генерацию.

Началась жесткая межтопливная конкуренция, когда уголь стал очень выгоден для потребителей. По итогам прошлого года рост потребления угля в мире составил почти 9%. Это указало на возврат данного ресурса в мировую энергетику», - рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

 

Экспорт угля ограничен даже из Российской Федерации, в частности возможностями Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб). В 2021 году эта железнодорожная инфраструктура помогла поставить 129 млн тонн отечественного угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Фактически железнодорожная инфраструктура в прошлом году работала на пределе, но, несмотря на это, Министерство энергетического развития России планирует нарастить объемы поставок на 10 млн тонн в 2022 году. Но даже при увеличении экспорта у Москвы не получится возместить потери из-за запрета в Индонезии, которая ежегодно поставляет 480 млн тонн по всем направления. Большая часть предназначена для стран Азии, в частности Индии, Китая, Японии и Южной Кореи.

Россия видит экспортные перспективы

Прекращение экспорта энергетического угля из Индонезии могло оказаться не таким плачевным для азиатских государств, если бы Австралия, будучи одним из крупных поставщиков, смогла частично возместить нехватку объемов.

Но такая возможность упущена из-за политического решения Пекина, перекрывшего китайский рынок для Канберры. Теперь австралийские предприятия переориентировались на потребителей в Японии, Индии и Южной Корее. Прежде всего они нарастили поставки для Нью-Дели на 15,6%.

«Кризис был и в Китае, когда Пекин в преддверии осенней конференции в Глазго представил себя реформатором, отказавшись от углеродной энергетики. В стране были закрыты часть угольных электростанций и шахт, что привело к дефициту электроэнергии – ее в разных регионах давали по часам ради сокращения потребления.

В октябре – ноябре Пекин возобновил добычу, открыл угольные месторождения, запустил электростанции и закрыл глаза на экологию. Но одна из причин такого кризиса заключалась в сокращении продаж рядом поставщиков, в том числе Индонезией, пострадавшей из-за дождей», - добавил аналитик Юшков.

Около половины экспортных объемов Австралии, напоминает эксперт, состоит из коксующегося угля, то есть ресурса с другими характеристиками, подходящими для металлургической промышленности. Его же Канберра поставляла и в Китай, который после ограничительных мер просто нарастил поставки из России и Соединенных Штатов Америки.

«Наращивание импорта Китайской Народной Республикой спровоцирует нехватку энергетического угля в других регионах. На фоне этого возрастет стоимость ресурсов в европейских государствах, что повлечет негативные последствия в разгар отопительного сезона», - подчеркнул эксперт.

Однако последние продолжают декларировать «зеленую» стратегию развития, похожую на цели Европейского союза, поэтому развитие угольной отрасли проходит не активно. Свободных мощностей не хватает из-за роста экспортных объемов в прошлом году на 30% и уровня внутреннего потребления на 18% относительно данных за 2020 год. 

 

Новый энергетический кризис, спровоцированный ростом цен на уголь и его дефицитом, окажется полезным для российской стороны, которая не исключает наращивания экспортных объемов. Но для этого потребуется модернизировать и увеличить железнодорожную инфраструктуру. Тогда положение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе значительно укрепиться.

Подобный сценарий позволит Москве использовать преимущества в переговорах с Китайской Народной Республикой об ускорении строительства магистрального газопровода между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе КНР.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики