Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Зеленая революция" не избавит Европу от сырьевой зависимости от России

"Зеленая революция" не избавит Европу от сырьевой зависимости от России

Чиновники Евросоюза обсуждают возможность признания атомной энергии чистой, а газовой генерации - "получистой", которую можно использовать в переходный период декарбонизации экономики. Оба факта свидетельствуют, что Европа пусть на время, но смирилась со своей зависимостью от импорта энергетического сырья, в первую очередь из России, чтобы не допустить повторения еще не окончившегося энергетического кризиса.

Более того, сильную озабоченность на Западе вызвал прогресс в переговорах России и Китая по поводу строительства газопровода "Сила Сибири-2", которое планируют начать только в 2024 году. В ЕС опасаются, что увеличение объемов поставок в Китай может создать дефицит газа в Европе.

При этом хотя Брюссель не признает, что рекордное подорожание газа и электричества стало следствием необдуманно быстрого отказа от ископаемых источников энергии в пользу возобновляемых, в отношении традиционных видов генерации позиция Европы становится значительно мягче. Фактически сейчас намечено три сценария развития энергетики Евросоюза, которые вероятнее всего будут реализовываться в симбиозе.

Первый путь, уже проторенный - увеличение мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на основе солнца и ветра. Прошлый год показал, что их использование требует создания резервных мощностей традиционной генерации и, соответственно, больших запасов топлива. И пока не будут созданы надежные и безопасные средства для хранения и передачи больших объемов энергии, от этой необходимости не уйти. С учетом, что к 2050 году уровень потребления энергии в ЕС должен удвоиться, то соответственно будет расти импорт сырья, несмотря на рост доли генерации ВИЭ.

Второй путь - водородная энергетика. В Европе пока признают только "зеленый водород", полученный методом электролиза на основе энергии солнца и ветра. Он дорогой, но даже отбросив вопрос цены, мощностей ВИЭ для производства его нужного количества недостаточно. А с учетом роста потребления энергии, свободные мощности для этого будут не расти, а уменьшаться. Выход один, признать "голубой водород", получаемый из природного газа с улавливанием углерода. То есть импортировать природный газ и производить на месте водород или импортировать уже готовый водород, например, из России, если будет изобретен рентабельный и безопасный способ его транспортировки.

Третий сценарий возможен, если Евросоюз официально признает атомную энергетику чистой. Казалось бы, такой вариант обеспечит независимость Европы от импорта энергоресурсов. Но строительство атомных электростанций (АЭС) процесс весьма долгий и очень дорогой. Рекорд по срокам строительства одного атомного реактора поставил "Росатом" в Китае. Энергоблок N 3 Тяньваньской АЭС был запущен чуть менее чем за пять лет после начала строительства. Как правило, на пуск одного реактора уходит 6-10 лет, а иногда и больше. Пока в Европе бурного строительства АЭС нет даже в планах. Поэтому потребность стран Европы в ископаемом топливе в ближайшие десятилетия никуда не исчезнет. Она сохраняется даже во Франции, где на долю АЭС приходится 70% (в ЕС - 21%) генерации электричества.
 
Кроме этого, как отметил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, даже в случае бурного развития атомной энергетики Европа останется импортозависимой. С 2016 года топливный уран в Европе не производится. Его придется импортировать из Казахстана, Австралии, России или Африки. По мнению Симонова, освободиться от сырьевой зависимости Европа никогда не сможет, - это утопия. Она может лишь выбирать от кого зависеть. В случае с развитием ВИЭ - это будет Китай, Австралия или африканские страны, где есть запасы редкоземельных металлов. В случае с углеводородами - это Россия, арабские страны или США. Отсюда попытки снизить эту зависимость через введение трансуглеродного налога. Но в результате из-за роста цен на энергоресурсы он будет работать против европейской экономики, уточняет эксперт.

Если нефтегазовая отрасль попадет под действие трансуглеродного регулирования (ТУР), то в цену углеводородов будет включена плата за выбросы парниковых газов при добыче и переработке сырья. В этом случае для России потери могут оказаться заметными - по оценке VYGON Consulting, в 2035 году при цене СО2 в европейской торговой системе 140 евро за тонну они могут составить до 3 млрд евро.

Но это сравнительно небольшая величина по сравнению с тем, что будут вынуждены платить потребители углеводородов, считает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Для сравнения, при расчете на весь объем потребления углеводородов при той же цене СО2 европейские потребители заплатят около 350 млрд евро в год.

Задуманная как протекционистская мера - ТУР приведет лишь к удорожанию импорта энергоресурсов для Европы, считает Симонов. Результатом этого станет инфляция, которая уже в прошлом году побила многолетние рекорды, и рост цен на все товары. При этом импортировать сырье Европе все равно придется, подчеркивает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 11.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики