Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Северный поток-2» стал разменной монетой во внутренней политике США

И. Юшков: «Северный поток-2» стал разменной монетой во внутренней политике США

Фактор российско-европейского трубопровода становится важной частью внутренней политики США, рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью Украина.ру

Заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд 11 января заявила, что Штаты ведут работу по замедлению сертификации «Северного потока-2», а помогает им в этом нынешний кабинет министров ФРГ.

«То, что мы делаем сейчас, так это работаем с немцами, с Евросоюзом для того, чтобы замедлить их рассмотрение имплементации трубопровода. Действующее правительство Германии предприняло значительные шаги к этому», — сказала Нуланд.

- Игорь, что, по-вашему, это означает? Для чего может быть нужно такое признание? 

— Признание довольно странное. Американцы признают, что, во-первых, они политизируют энергетику. Они заявляют, что и немцы политизируют энергетику. По сути, они заявляют — не знаю, насколько это заявление соответствует действительности — что немцы нарушают собственное законодательство. Ведь проводить сертификацию немцы должны по собственным законам и не ускорять или замедлять эту процедуру, а проводить ее строго с точки зрения европейского права.

По сути американцы говорят: ничего они там не руководствуются своими законами, собственные законы нарушают, а руководствуются нашей политической волей. То есть, мы, американцы, заставляем их тормозить сертификацию.

Неизвестно, сказала Нуланд правду или нет, тем не менее, это со стороны Соединенных Штатов такая откровенная «подстава» немцам. Власти ФРГ заявляют, что, мол, мы тут все по букве закона, просто надо чтобы вы перерегистрировали дочернюю компанию «Газпрома» Nord Stream 2 AG на немецкой территории, и тогда мы продолжим процесс сертификации. А американцы заявляют, что все это ерунда, вранье, никакой перерегистрации не нужно, просто немцы специально затягивают процесс сертификации в угоду США.

Это довольно странно, потому что до этого администрация Байдена пыталась выстроить хорошие отношения с Берлином, а тут они немцев откровенно подставляют.

- А что насчет призывов Вашингтона наказать Россию за использование энергетики в качестве оружия?

— Поразительно, насколько легко американцы признают, что они политизируют европейскую энергетику — хотя до этого десятилетиями говорили, что это Россия политизирует энергетику и использует ее как оружие, и что делать этого якобы нельзя ни в коем случае. 

В действительности неизвестно, попросила ли Германия перерегистрировать Nord Stream 2 AG в немецкую юрисдикцию именно под нажимом Соединенных Штатов для того, чтобы затянуть процесс. Потому что немцам как раз все это невыгодно. Германии выгодно завершить процесс сертификации так, чтобы потом никто не придрался.

В частности, тут открыто можно сказать, что Польша как некий проводник интересов Соединенных Штатов в Европе намерена оспорить решение о сертификации «Северного потока-2» в суде, если оно будет в пользу «Газпрома». Соответственно, ФРГ выгодно так провести сертификацию газопровода, чтобы потом в суде было проще отстаивать свою позицию.

- Но зачем опытный дипломат, фактически второй человек в Госдепартаменте США, позволяет себе делать скандальные заявления, которые откровенно вредят отношениям с Европой?

— Логика заявления Нуланд — что они борются против «Северного потока-2» и уже достигли в этом некоторых успехов, затянули сертификацию и так далее — говорит о том, что ее слова стали следствием внутриполитической борьбы в самих Соединенных Штатах.

Мы видим, что зачастую «Северный поток-2» становится разменной монетой в торгах между демократами и республиканцами по внутренней политике. Например, сенатор Тед Круз, который специализируется на антироссийских санкциях и в частности противодействию «Северному потоку-2», уже много законопроектов против этого трубопровода придумал, и их всех не допускали до голосования.

И вот недавно случился такой размен: демократы согласились выставить на голосование один из его законопроектов, а за это он не будет блокировать назначение ряда чиновников, которые важны для администрации Байдена. Сейчас Байдена очень активно критикуют за то, что он якобы уступает Путину тут и там, и в частности плохо борется против «Северного потока-2». Вполне возможно, что Нуланд пытается показать, что все с точностью до наоборот: вот, мы боремся, уже добились задержки сертификации и так далее.

- Что означает для Европы замедление сертификации Северного потока-2?  

— Как только в ноябре прошлого года было принято это решение, что сертификация приостанавливается до того момента, как «Газпром» перерегистрирует свою дочернюю компанию в немецкую юрисдикцию, сразу стало понятно, что в текущем отопительном сезоне трубопровод не будет запущен. Теперь цель — запустить его до следующего отопительного сезона.

«Северный поток-2» мог бы помочь поставлять больше газа в Европу ежесуточно, что было бы очень нужно европейцам уже в этот отопительный сезон. У них маленькие запасы газа в хранилищах, и поэтому им нужно больше газа импортировать ежесуточно. Но раз принято такое решение, то все, в эту зиму кризис будет только усугубляться, потому что подземные хранилища будут истощаться и нужно их будет заменять текущим импортом, а возможностей для текущего импорта не так много.

Поэтому я думаю, что конец января и особенно февраль-март будут самым кризисным периодом. Если не будет особенно теплой погоды, то дефицит газа в Европе будет ужесточаться и цены будут расти.

А если еще и морозы в конце февраля-марте ударят, то это приведет к печальным последствиям. Придется вводить чрезвычайное положение, отключать ряд потребителей от энергоснабжения и теплоснабжения, сохраняя подачу только населению. Для европейцев это невыгодный сценарий.

Автор: Василий Темный

Источник: Ukraina.ru, 12.01.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики