Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» увеличит поставки в Европу в случае запуска «Северного потока – 2»

«Газпром» увеличит поставки в Европу в случае запуска «Северного потока – 2»

Претензии МЭА к России и «Газпрому» сомнительны с экономической точки зрения, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Все действия России на европейском газовом рынке носят коммерчески обоснованный характер.

МАЭ обвинили РФ в газовом кризисе

Глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль обвинил РФ в обострении газового кризиса за счет сдерживания поставок газа в Европу. В интервью Financial Times он заявил, что действия Москвы создали энергетическую напряженность.

Бироль связал газовую политику России с ростом конфликтности вокруг Украины, который является информационным мифом западной пропаганды. Во-первых, почему представитель такой экономической организации оценивает события внешнеполитического характера, а во-вторых, обвинения по российскому саботажу европейского газового рынка шиты белыми нитками.

Россия в 2021 году выполнила все условия долгосрочных контрактов на транзит газа в Европу, заключенных компанией «Газпром» с европейскими контрагентами, а общий объем поставок сырья на рынок ЕС был в целом не ниже, чем в 2020 году.

Бироль сетует на то, что «Газпром» мог бы увеличить поставки на треть. Компания поставила в 2021 году в дальнее зарубежье 185,1 млрд кубометров газа, в этот список еще входит Китай и Турция, но глава МЭА не делал исключений. 

 

Путем простых вычислений получается цифра в 240,63 млрд кубометров газа. «Газпром» никогда не продавал столько сырья на экспорт – пиковая цифра поставок находится на уровне в 200 млрд кубометров газа в год. Разница между цифрой Бироля и максимумом 2018 года составляет 55 млрд кубометров газа. Цифра огромная и эквивалентна возможностям «Северного потока – 2».

Если экономист действительно приплюсовал к газовому экспорту 2021 года объемы «СП-2», то это неправильно: проект не увеличит поставки, а предоставит энергогиганту и его контрагентам экономически выгодный маршрут транзита газа.

Не надо забывать и про рост газового потребления в России: холдинг обозначил, что наполнение внутреннего рынка остается для него приоритетом, Бироль де-факто потребовал переориентировать данные поставки на Европу.

Претензии Бироля безосновательны

«При сравнении поставок российского газа c прошлыми годами нужно учесть, что “Газпром” начал поставлять сырье по газопроводу “Сила Сибири”, а компания “НОВАТЭК” осуществляет экспорт с проекта “Ямал СПГ”», – заключает Митрахович

 

НОВАТЭК увеличил добычу газа до 79,89 млрд кубометров газа, значительная доля которых перепродается на европейском рынке.

«Нужно аккуратно смотреть на эти цифры, но очевидно, что Бироль пытается манипулировать статистикой. Могла ли Россия увеличить поставки газа в Европу? “Газпром” при определенных обстоятельствах мог это сделать», – констатирует Митрахович.

Экспорт НОВАТЭКа будет ограничен вплоть до открытия новых мощностей, а вот у «Газпрома» существуют резервы, пусть и не в 40 млрд кубометров. Для задействования таких объемов компании нужны долгосрочные контракты.

«Сегодня не ведутся торги на электронной торговой площадке (ЭТП) “Газпрома”. Бироль утверждает, что компания в качестве жеста доброй воли могла бы начать продажу сырья через эту платформу», – резюмирует Митрахович.

Продажа газа через ЭТП снизилась в 2021 году в четыре раза, причем последняя сделка была заключена в октябре 2021 года параллельно с решением германского регулятора приостановить сертификацию «Северного потока – 2».

«Только зачем “Газпрому” продавать газ через ЭТП? Компания не заинтересована в обвале европейских цен на сырье ради больших объемов продаж в Европу. В ЕС постоянно говорят о том, что у “Газпрома” должно быть экономически ориентированное поведение, так вот это оно и есть. Кроме того, у компании остается задача запуска “СП-2”», – заключает Митрахович.

«Газпром» и Кремль не раз говорили, что могут увеличить поставки газа в страны Евросоюза, но это зависит от действий партнеров по «Северному потоку – 2». В современных условиях холдингу нет смысла идти на такие уступки.

«Даже если “Газпром” подталкивает Европу к запуску “СП-2”, то в этом нет ничего плохого. Сам Бироль подтверждает, что каких-либо юридических претензий к компании нет», – констатирует Митрахович.

Обвинения в адрес РФ по недопоставкам носят несерьезный характер, точно так же можно выдвигать претензии в адрес США с их СПГ.

«Единственное, что нам может угрожать, – это то, что партнеры из пальца высосут юридическую аргументацию и начнут против "Газпрома" антимонопольное расследование. Однако об этом пока никто в ЕС не говорит, тем более ссора с главным поставщиком газа в зимний период станет страшным ударом по газовым ценам», – резюмирует Митрахович.

Теоретически это возможно летом, но европейцам нужно будет заполнить подземные хранилища газа и пройти новый отопительный сезон без таких ценовых эксцессов, как в 2022 году. Это можно сделать только при сотрудничестве с Россией.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики