Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Больше 40% предприятий страдают от недозагрузки

Больше 40% предприятий страдают от недозагрузки

Заявления о перегреве российский экономики не подтверждаются опросами бизнеса

 

Дефицит трудовых ресурсов, высокая инфляция, а также проблемы с кредитованием являются основными проблемами для российских предприятий реального сектора. Таковы результаты последнего опроса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Больше 43% предприятий заявили, что у них есть незагруженные мощности для выпуска конкурентоспособной продукции. Без дополнительных инвестиций они могли бы нарастить выпуск на десятки процентов. Такие данные предприятий противоречат утверждениям чиновников ЦБ о «перегреве» российской экономики и ее работе на уровне потенциальных возможностей.

Российская экономика близка к состоянию перегрева из-за ситуации на рынке труда и скорее всего находится выше своих потенциальных возможностей, заявил в декабре прошлого года директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. В конце прошлой недели эти же тезисы повторила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на Гайдаровском форуме.

По словам чиновников ЦБ, наша экономика сейчас сталкивается с возрастающим дефицитом трудовых ресурсов. «Состояние рынка труда является для экономистов одним из лучших индикаторов того, где экономика находится относительно своего потенциала», – объясняет Тремасов.

Однако многие эксперты считают, что сам показатель «потенциального выпуска» используется в нашей стране для оправдания неудач с повышением темпов роста ВВП или для подтверждения своего курса на ужесточение денежной политики. «Важно определить, при каких именно фиксированных условиях оценивается тот или иной показатель потенциального роста», – говорит директор института стратегического анализа ФБК Grand Thornton Игорь Николаев.

И именно в фиксированных условиях для оценки потенциального роста и лежат расхождения между бизнесом и финансовыми властями. Если бизнес считает, что за счет изменения финансовой политики можно достичь более высокого роста ВВП, то чиновники как раз и не хотят менять эту финансовую политику.

«Владельцы предприятий признают наличие совокупности проблем, препятствующих более интенсивному развитию. Свободные мощности и нехватка трудовых ресурсов считаются бизнесом объективными, но вовсе не непреодолимыми ограничениями, тем более при наличии доступа к кредитному финансированию», – отмечает Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ.

По данным опросов ИНП, доля жалующихся на дефицит трудовых ресурсов достигла 49% – это самый высокий уровень за последние 20 лет. Большинство таких предприятий (82,5%) говорят о нехватке высококвалифицированных рабочих. На дефицит инженерно-технических работников жалуются заметно ниже – всего 37%, однако и этот уровень оказался самым высоким за последние 20 лет.

7-4-1-650.jpg
Прирост промышленного производства по сравнению с аналогичным периодомпрошлого года. Источник: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

Примечательно, что общая численность рабочей силы в РФ остается практически постоянной последние три года. Так с 2019 по 2021 год квартальные оценки численности рабочей силы лежат в интервале 75,2–75,6 млн человек. Так почему же именно сейчас установлен 20-летний рекорд дефицита рабочей силы? Российские власти ссылаются на демографический фактор. Но если численность рабочей силы последние 3 года не меняется, то нужно искать другие причины дефицита работников. «Сегодня происходит перетекание рабочей силы в самые быстрорастущие сектора. Если курьер в столице может получать по 100 тыс. руб. в месяц, то в строительстве или промышленности с более низкими зарплатами неизбежно будет нарастать дефицит кадров», – говорит Игорь Николаев.

Утверждения о перегреве основаны на официальных индикаторах безработицы, которые находятся на низком уровне. Однако низкая безработица в РФ часто сочетается с реально низким уровнем загрузки рабочей силы на рабочих местах, то есть фактически с существованием скрытой безработицы», – считает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Предприятия часто опасаются увольнять лишних работников из-за недовольства региональных властей. А рост малого бизнеса, который мог бы абсорбировать высвобождающиеся кадры, сдерживается, в частности, фаворитизмом при распределении госзаказов и неконкурентностью госзакупок.

Загрузка производственных мощностей в декабре снизилась до 57,5% в целом по промышленности, говорит Миронов. Основная надежда предприятий сегодня – на неинвестиционные источники роста, то есть спрос домашних хозяйств и внешнего мира.

«Данные Росстата о загрузке производственных мощностей в промышленности и наши расчеты говорят, что перегрева пока все же нет. А стимулирование спроса было бы желательно при условии усиления процессов высвобождения недоиспользуемой рабочей силы, при восстановлении миграционных потоков и межрегиональной мобильности кадров. О недостатке внутреннего спроса как важнейшем наряду с неопределенностью ограничении роста говорят и опросы Росстата», – напоминает Миронов.

Между тем опрос ИНП показывает, что доля жалоб предприятий на недостаточный платежеспособный спрос снижается: с 65% в 2019-м и 2020-м годах до 51% в конце 2021 года. Правда тут следует учитывать, что в опросах Росстата участвуют около 4000 предприятий, тогда как в опросе ИНП – менее 200.

Резкое ускорение инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики на фоне недозагруженности рабочей силы и промышленных мощностей чревато стагфляцией, то есть одновременным снижением выпуска и ростом цен, предупреждает Миронов. «Это необязательный, но вероятный исход, если на фоне чрезмерного роста ключевой ставки снизится рост кредитования, а новые факторы ускорения роста выпуска не будут задействованы. Тогда динамика выпуска на фоне инфляционного обесценения доходов может перейти в отрицательную область. Способствовать этому, в частности, может повышенный уровень неопределенности и недостаточно высокий уровень предпринимательской уверенности», – прогнозирует Валерий Миронов.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 16.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики