Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки газа: «Сила Сибири-2» учтет грабли, на которые наступил «Северный поток-2»

Поставки газа: «Сила Сибири-2» учтет грабли, на которые наступил «Северный поток-2»

«Труба» из России в Китай поможет Европе с СПГ

Теплая зима, которая пока установилась в Европе, позволяет потребителям относительно спокойно проходить сезон. Однако цены на газ по-прежнему высоки и в случае усиления морозов дефицит топлива может стать вполне ощутимым. При этом ряд европейских политиков продолжает угрожать санкциями в отношении «Северного потока -2».

Межу тем русофобы упускают из виду, что, сделав газ фактически заложником политических интересов, они могут поставить регион на грань энергетического коллапса. Газовый рынок в Европе может стать более дефицитным в случае увеличения «Газпромом» поставок в Китай, в частности, по «Силе Сибири-2».

Такое мнение высказал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко. 

По его словам, российская компания продолжит поставлять газ в Европу по долгосрочным контрактам, однако количество газа, проданного по спотовым сделкам и сверх минимальных контрактных объёмов, может действительно снизиться. Часть газа с месторождений Западной Сибири может пойти в Китай, и «Газпром» перестанет быть балансирующим поставщиком «последней инстанции» в Европе.

«В итоге рынок газа в Европе действительно может стать более дефицитным, а пики потребления будут покрываться за счет СПГ, за который придётся конкурировать с Азией», — заявил РИА «Новости» эксперт.

В то же время он отметил, что поставленный по трубопроводу в КНР газ — это дополнительные объёмы СПГ, которые не будут куплены Китаем, они станут доступны другим покупателям, в том числе европейским.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что на поставки газа в Европу строительство «Силы Сибири — 2» не повлияет.

— «Сила Сибири — 2» для «Газпрома» — это не взаимоисключающий проект с европейскими поставками. Скорее, он его дополняет, потому что добыча смещается всё севернее. При добыче газа на Ямальском полуострове эффективно поставлять его именно по обоим «Северным потокам». Там расстояние короче на 1900 км, чем через Украину.

Добыча, которая направлена на газоснабжение Европы, вся уходит на север. Прежде всего, это Бованенковское месторождение, далее «Газпром» собирается разрабатывать там и другие месторождения. При этом на месторождениях, где раньше была сосредоточена добыча — это Тазовский район Ямало-Ненецкого АО, то есть южнее, на континентальной части округа — добыча уменьшается. Это происходит не из-за того, что месторождение выработано, а из-за планов ухода «Газпрома» на Ямал.

На юге ЯНАО месторождение сейчас не востребовано, но там можно добывать еще больше газа, сейчас оно не полностью востребовано рынком. «Сила Сибири-2» как раз подразумевает, что месторождения, где газа много, а добыча ведется не полностью, выводить на полную мощность и с них добывать 50 млрд. куб, которые отправлять в Китай.

Газа будет достаточно и для Европы, и для Китая. Ресурсная база Западной Сибири достаточна.

«СП»: — Европа от такого расклады все-таки выиграет или проиграет?

— Европе, работающая на полную мощность «Силе Сибири — 2», могла бы даже помочь. Если Китай получает 50 млрд. кубов по газопроводу, то это высвобождает такой же объем СПГ, который может быть направлен на европейский рынок. Там бы уменьшился дефицит, и снизились цены.

«СП»: — Европа и США продолжают строить препоны для запуска «Северного поток — 2. Если «Сила Сибири — 2» будет построена, как это может повлиять на ситуацию?

— Для «Газпрома» это страховка, потому что Европа проводит декарбонизацию, намерена отказываться от любых ископаемых источников энергии, в том числе от газа. Если они действительно будут отказываться от газа, и это будет приводить к снижению спроса на российский газ, то освобождаемые объемы можно будет направить в ту же «Силу Сибири — 2». Хотя этот проект обсуждался еще до того, как европейцы объявили декарбонизацию и прочее.

Это очень старый проект, обсуждался еще раньше, чем «Сила Сибири — 1», долгое время назывался газопровод «Алтай», потом превратился в «Силу Сибири — 2».

«СП»: — Вы сказали, что высвободятся большие объемы СПГ, которые могут пойти на европейский рынок. Это не приведет к вытеснению российского трубопроводного газа с этого рынка? Ведь уже сейчас американцы наращивают объемы производства СПГ и его поставок в Европу.

— Пока весь прирост все равно уходит на азиатские рынки, во многом потому, что Китай наращивает объемы потребления газа. Вся мировая прибавка производства СПГ поглощается Китаем.

Периодически волна танкеров уходит в Европу, если для этого есть экономическое обоснование. Когда между Азией и Европой устанавливается ценовой паритет, то американский СПГ пойдет в Европу. Дело в том, что для попадания в Азию газовозы обычно проходят через Панамский канал, и за это надо платить, а если направлять в Европу, то платить ничего не надо, так как нужно всего лишь перейти Атлантику.

Думаю, и в дальнейшем мы будем видеть все более четкую корреляцию, то есть ценовой арбитраж, когда каждый отельный танкер в данный момент смотрит, куда пойти, где больше заработать — на азиатском или европейском рынке.

То есть рынок газа становится все более глобальным, устанавливается четкое влияние цен между азиатским и европейским рынком, все большее влияние этих котировок на южноамериканский рынок и даже внутренний рынок США. Чем больше они строят СПГ-заводов, тем больше цена на внутреннем рынке, она начинает подрастать до внешнего. Если у них будет достаточно СПГ-заводов, то цены будут такие же, как на азиатском и европейском рынке.

То есть мы идем к глобальной цене. Возникает вопрос: что быстрее настанет — установление глобальной цены на газ или декарбонизация в Европе.

Российский трубопроводный газ из Европы СПГ не вытеснит, потому что давать скидку по себестоимости у нас больше возможностей. Это показал 2020-й год. Да и с 2017 года мы видим, что американский СПГ широко выходит на мировой рынок, начал конкурировать с нами на европейском рынке, но они не тянут эту конкуренцию.

Чисто экономически «Газпром» выигрывает у американских поставщиков, именно поэтому американские политики пытаются помочь своим компаниям расширить рынки сбыта, вводят санкции против России, против «Северного потока-2», в частности.

Хорошо, что азиатские рынки расширяются, Китай много закупает, но когда в Европе пошла жесткая конкуренция между американским СПГ и российский газом, то наш трубопроводный газ выиграл. Другое дело, что не всем нравится, когда приходится работать на грани рентабельности.

Думаю, экономически американскому газу российский из Европы не выдавить. Да и сами американские производители к этому не стремятся. Они хотят найти свою нишу на рынке, пока им это удается за счет азиатского, южноамериканского рынков.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 18.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики