|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина обвинила Германию в желании заработать на газе «от агрессора» Украина обвинила Германию в желании заработать на газе «от агрессора»Бербок срочно прилетела утихомирить Киев, а заодно впарить ему дорогущее «зелёное» оборудованиеВласти Украины, забыв о провозглашенной несколько лет назад «энергетической независимости», продолжают из последних сил биться за газ «агрессора» — «самый грязный в мире» российский газ. Под градом критики теперь Германия, которая собралась зарабатывать на «Северном потоке-2», лишив, тем самым, «незалежную» монопольного права быть единственной страной-транзитером на европейском направлении. О посягательстве Берлина на интересы Киева заявил глава «Нафтогаза» Юрий Витренко. В интервью изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung он фактически обвинил Германию в том, что благодаря «СП-2» она станет главным распределительным пунктом российского газа в Европе. Хотя, по его мнению, как ведущая европейская страна, не должна получать «краткосрочное экономическое преимущество за счет других европейских стран». Глава «Нафтогаза» считает, что, несмотря на растущее потребление газа в ЕС, еще один трубопровод для поставок топлива в Европу не нужен. С этой задачей якобы вполне способна справиться украинская газотранспортная система (ГТС). В то же время он допустил, что европейские компании должны решать сами, каким образом они хотят импортировать голубое топливо — через Украину или по «Северному потоку-2». Логика интересная: Германия, значит, не имеет права получать выгоду, зарабатывая на транзите «за счет других», а Украина имеет. Причем все это еще лицемерно подается, как забота о европейцах и некий призыв к справедливости. Чего Витренко не учел, так это то, что не ему, уж точно, решать, в какую трубу газ закачивать, а в какую нет. Поскольку данный вопрос является исключительной прерогативой страны, которая этот газ добывает — т.е. России. А мы прекрасно помним, как беззастенчиво пользовалась Украина своим положением, когда была главным транзитером газа в Европе. Как шантажировала «Газпром», требуя снижения контрактных цен для себя, как подворовывала топливо, предназначенное европейским потребителям, и едва не сорвала отопительный сезон в нескольких странах ЕС. Собственно, потому и было принято решение о создании газопроводов в обход Украины. Потому и появились северные и другие «потоки». — Фактически Витренко заявил, что, если Украина теряет транзит, то никто за счет увеличения транзита по другому маршруту зарабатывать не должен, — комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — Позиция замечательная. Только ни к экономике, ни к политике отношения она не имеет. — Ведь что получается… Если, скажем, в Европу больше начинает приходить СПГ, то Россия должна заявить: «Вы не имеете права покупать газ у другого поставщика, потому что, тем самым, вы нам вредите — мы не зарабатываем. Так нечестно. Не должна другая страна за счет России зарабатывать. Поэтому, будьте добры, уходите с европейского газового рынка. Мы сколько продавали, столько и будем продавать». Или поставить ультиматум европейцам, которые собираются развивать у себя возобновляемую энергетику, мол, «мы же тогда потеряем прибыль, ведь у нас не будут покупать углеводороды. Это несправедливо». Витренко, видимо, хочет законсервировать ситуацию на сто лет вперед. Но никто этого делать не будет. Германия и так являются крупным транзитером российского газа. Через нее проходит транзит газа, который идет по «Северному потоку-1», часть уходит — тоже транзитом — через газопровод «Ямал-Европа». Европейским законодательством подобные вещи, которые предлагает глава «Нафтогаза», запрещены. Должна быть свободная конкуренция — Евросоюз всегда об этом говорил. Должен быть свободный переток газа — это тоже один из основных постулатов европейской энергетической политики. Они для этого строят там кучу интерконнекторов, чтобы рынок был более связанный. Европейцы всегда на этом настаивали. А то, что предлагает Витренко, запрещено, в принципе, европейским антимонопольным законодательством. То есть, он предлагает как-то законсервировать все, и сделать Украину единственным транзитером-монополистом на рынке газа. Это абсурд. И к реальности никакого отношения не имеет. «СП»: — Конечно, Киеву обидно, что деньги за транзит — и немалые — будут получать не они, а кто-то другой… — Вообще-то зарабатывает не государство, а компании-операторы — т.е. коммерческий сектор. Это обычная услуга по доставке какого-то товара из точки А в точку Б. В данном случае, газ транзитируют с одного участка, на другой. Это экономическая услуга. Поэтому, конечно, все, что он говорит, бред полный. Другой вопрос, что они пытаются любые аргументы использовать, лишь бы законсервировать нынешнее состояние, когда Украина, в принципе, является страной транзитером. Потому что дело идет к тому, что с запуском «Северного потока-2», они такой статус потеряют. Или, по крайней мере, перестанут быть безальтернативным транзитером. Никакой гарантии сохранения транзита через Украину не будет после 2024 года. Они перейдут в состояние нынешней Польши. Вот есть спрос или хорошие экономические условия — мы качаем через Польшу в Германию. Нет спроса — извините, ваш маршрут останавливается. На Украине этого не хотят, там хотят гарантированной загрузки. Но гарантированной загрузки, как и контракта, после 2024 — нет. И сколько бы там не обсуждалась модернизация ГТС, никто вкладываться в это дело не будет. Потому что нет гарантии загрузки, а значит, нет гарантий возврата сделанных инвестиций. Никто не обязан им давать эти гарантии загрузки. А Украина хочет, ничего не делая, и гарантии такие получить, и плюс еще деньги под модернизацию своей ГТС. «СП»: — Глава МИД ФРГ Анналена Бербок во время своего визита в Киев, собиралась обсудить некие инициативы «по модернизации украинского энергетического сектора», а также «развитие рынка зеленого водорода». А какие здесь у Украины перспективы? — Скорее, немцы пытаются «прощупать», готова ли Украина стать рынком сбыта оборудования для зеленой энергетики — это всякие лопасти генераторов, сами генераторы, солнечные панели «СП»: — А она готова? Ведь все это надо оплачивать… — Денег, понятно, у самой Украины нет. Поэтому под это будут предлагать кредиты, которые потом придется возвращать, повысив тарифы на электроэнергию внутри страны. То есть, в итоге обычные люди пусть за свет платят, а европейские компании окажутся в плюсе. «СП»: — В Киеве Бербок еще раз заявила, что сертификация «Северного потока-2» приостановлена. Но кто, по-вашему, сейчас больше заинтересован в запуске проекта — Россия или ЕС? — Это нужно и Европе, и России. И дело даже не в текущих интересах, а в стратегических. Прямой газопровод без стран-транзитеров, тем более, таких нестабильных, как Украина, это повышение надежности газоснабжения Европы на десятки лет вперед. Поэтому обе стороны заинтересованы, и в итоге, я думаю, газопровод будет запущен. Вопрос в сроках. И в том, кто все-таки станет компанией-оператором — «дочка» «Газпрома», или придется искать на рынке какую-то другую компанию. Но шансы, думаю, достаточно велики, что в течение 2022 года «Северный поток-2» заработает. Главная задача — успеть уже до следующего отопительного сезона. До октября-ноября. Они же действуют в правовом поле. Если «Газпром» подает заявку, они в определенные сроки обязаны ее рассмотреть. Сказать — «да» или «нет». Но даже «нет» они могут сказать, если будет перечень каких-то противоречий, которые опять же прописаны в законодательстве. Поэтому, если следовать букве закона, и все делать правильно, то газопровод будет запущен. Вопрос только, кто там будет оператором. Ну, и будет ли он работать на полную мощность, либо на 50% мощности. Автор: Светлана Гомзикова Источник: Свободная пресса, 17.01.2022 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическаяРоссийская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолкомЗеленая повестка в России в период жесткого конфликта с ЗападомПерспективы российской СПГ-индустрииРоссийская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|