Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем рискует Германия в случае отказа от сертификации «Северного потока – 2»

Чем рискует Германия в случае отказа от сертификации «Северного потока – 2»

Ускорить получение разрешений может расследование против лидеров партии «Зеленых»

Германия не станет выплачивать компенсацию участникам проекта «Северный поток – 2», если Федеральное сетевое агентство страны (Bundesnetzagentur) примет решение о несоответствии этого газопровода требованиям Евросоюза и Германии. Об этом в интервью изданию Spiegel заявил 21 января министр экономики ФРГ, вице-канцлер Роберт Хабек.

Он напомнил, что сейчас сертификация проекта приостановлена. «Если она будет возобновлена, то эта процедура должна будет внести ясность, соблюдены ли условия для одобрения [запуска газопровода в работу] в соответствии с немецкими и европейским правилами. Если это не так, то компенсация не полагается», – подчеркнул он.

В пресс–службе оператора газопровода, компании Nord Stream 2, «Ведомостям» сообщили, что прикладывают «все усилия для соответствия правилам и требованиям немецкого регулятора». «Это относится, в том числе и к Закону об энергетическом хозяйстве ФРГ (German Energy Industry Act), имплементирующему положения Газовой директивы ЕС в германское законодательство», – отметил представитель компании.

В сентябре 2021 г. строительство газопровода было физически завершено, после чего немецкий регулятор начал процедуру сертификации Nord Stream 2 на предмет соответствия требованиям законодательства ФРГ. После получения одобрения со стороны Bundesnetzagentur окончательную судьбу проекта должна решить Еврокомиссия (ЕК).

В ноябре 2021 г. немецкий регулятор неожиданно приостановил сертификацию: для ее успешного прохождения потребовалось создание в ФРГ дочерней компании Nord Stream 2, которая зарегистрирована сегодня в Швейцарии. Предполагалось, что задержка сертификации с учетом новых обстоятельств не продлится более четырех месяцев. Но в середине декабря 2021 г. Bundesnetzagentur сообщил, что сертификацию не удастся завершить ранее начала второго полугодия 2022 г.

«Газпром» пытается обойти требования обновленной в апреле 2019 г. Газовой директивы ЕС. Она предусматривает разделение компаний – поставщиков газа и компаний, транспортирующих газ. Чтобы «Северный поток – 2» соответствовал этим требованиям, 50% пропускной мощности трубы должно бронироваться для альтернативных поставщиков, а компания–оператор Nord Stream 2 должна быть независимой от «Газпрома».

Что такое «Северный поток – 2»

Проходящий по дну Балтийского моря газопровод «Северный поток – 2» пересекает территории России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Проектная мощность двух ниток «Северного потока – 2» составит 55 млрд куб. м газа в год. Точка входа газопровода в море – район Усть–Луги в Ленинградской области, выхода – район Грайфсвальда в ФРГ. Первоначально финансирование «Северного потока – 2» предполагалось осуществить через продажу европейским партнерам «Газпрома» — Wintershall Dea, Uniper, OMV, Engie и Shell – по 10% в консорциуме Nord Stream 2 AG. Но из–за негативной реакции польского антимонопольного органа, заявившего, что создание такого консорциума может привести к ограничению конкуренции на газовом рынке Европы, от этой схемы отказались. В итоге 100% акций оператора остались в собственности «Газпрома», но все они находились в залоге у европейских партнеров «Газпрома». В 2017 г. проект оценивался в $9,5 млрд. Каждая из пяти компаний должна была вложить по 950 млн евро, остальное – «Газпром». В 2020 г. финансирование проекта было завершено, но финальные суммы вложений европейских компаний оказались меньше: Wintershall Dea инвестировала 730 млн евро, Uniper – 700 млн, OMV – 729 млн, ENGIE и Shell данных не раскрывали.

Спотовые цены на газ в Европе чутко реагировали на все новости, связанные со строительством и сертификацией газопровода. После декабрьского заявления Bundesnetzagentur о новой сдвижке сроков сертификации спотовые цены на газ в ЕС достигли абсолютного исторического максимума в $2200 за 1000 куб. м.

При этом в Европе сохраняются высокие цены на газ при рекордно низких запасах в подземных хранилищах (ПХГ). По данным биржи ICE, на голландском хабе TTF 21 января стоимость февральского фьючерса поднималась до $975,8 за 1000 куб. м. А запасы в ПХГ на 19 января (последние доступные данные на Gas Infrastructure Europe) составляли всего около 48,6 млрд куб. м газа, то есть на 16 млрд куб. м меньше, чем в ту же дату 2021 г.

Как российская, так и немецкая стороны неоднократно подчеркивали, что «Северный поток – 2» является исключительно коммерческим проектом, напоминает адвокат практики ART DE LEX Марат Самарский. По его мнению, заморозка проекта может привести «к широкому кругу разбирательств, вплоть до инвестиционного арбитража (разбирательство между инвестором и принимающим инвестиции государством. – «Ведомости») и даже до суда ВТО».

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин добавляет, что при неблагоприятном для «Газпрома» решении о сертификации проекта избежать выплат компенсации Германии будет непросто.

Недружественные шаги Берлина, по мнению Самарского, также могут привести к ответным действиям «Газпрома», обладающего в Германии «существенной инфраструктурой ПХГ» (компании принадлежат хранилища Йемгум, Реден и Этцель суммарной мощностью около 6 млрд куб. м).

«Обычно российская газовая монополия с максимальным пониманием относится к просьбам потребителей (о дополнительных поставках газа. – «Ведомости»), но при таком раскладе все может измениться», – сказал юрист.

Заявление Хабека объясняется давлением, оказываемым на партию «Зеленых» («Союз 90/Зелeные») со стороны США, полагает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. По словам эксперта, это заявление в большей степени отражает внутриполитическую борьбу в ФРГ, в частности, между Социал–демократической партией Германии (СДПГ), которая поддерживает строительство газопровода, и ориентированной на США партией «Зеленых».

«Противники «Северного потока – 2» будут пытаться сорвать проект, но оснований считать, что позиция Берлина в отношении проекта изменилась, сейчас нет», – подчеркнул Соколов.

Существенно не повлияют заявления Роберта Хабека и на газовый рынок, сказал «Ведомостям» заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Он добавил, что, во–первых, пока нет оснований полагать, что немецкий регулятор откажется от уже согласованной схемы изменения структуры владения участком газопровода в немецких водах, которая, по идее, должна позволить сертифицировать оператора в соответствии с новыми правилами. А во–вторых, вопрос выплат компенсации по международному проекту «Северный поток – 2» не входит в компетенцию министра экономики ФРГ.

Сегодня мнения европейских государств по поводу реализации «Северного потока – 2», по словам политолога Александра Камкина, разделились примерно поровну. За сертификацию газопровода выступает «старая Европа» – Германия, Австрия, Италия и их союзники. Против – «преданные американские сателлиты», то есть Польша и страны Прибалтики, добавил он. По словам Камкина, судьба трубопровода зависит от того, получится ли у России провести его через «все хитросплетения европейского энергетического законодательства». Кроме того, по мнению политолога, позиции «зеленых» в правительстве Германии вскоре могут пошатнуться, поскольку против их лидеров – министра иностранных дел Анналены Бербок и министра экономики Роберта Хабека – начато расследование по обвинению в незаконном присвоении антикоронавирусных выплат в 2020 г.

Авторы: Матвей Катков, Илья Лакстыгал, Глеб Мишутин

Источник: Ведомости, 21.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики