|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поднебесная жаждет угля Поднебесная жаждет угляРоссии по силам завалить углем китайский рынок, но этому мешают логистические проблемы. Вмире наблюдается значительное повышение спроса на уголь, но Россия, обладающая существенными запасами этого вида твердого топлива, из-за инфраструктурных неурядиц пока не может в полной мере воспользоваться конъюнктурой рынка, увеличить поставки в Азию и вытеснить с данного рынка конкурентов. Уголь на вес золотаСкачок потребления угля в мире в 2021 году был связан с двумя факторами: «постковидным» симптомом экономики и холодной зимой в Европе, а также в Северной Америке. По словам ведущего аналитика Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, топливная конкуренция в 2021 году превзошла все предварительные оценки.
«Газ был очень востребован: во-первых, «ветряки» меньше дали энергии, чем предполагалось. Кроме того, из прошлого отопительного сезона европейцы вышли с опустошенными хранилищами, их нужно было заполнять весь летний период», — сообщил «Эксперту» Игорь Юшков. Цены на газ резко пошли вверх, был пробит исторический максимум. В декабре прошлого года стоимость 1000 куб. метра газа в голландском хабе TTF составила 2200 долларов. Потребовалась альтернатива. «Газ был настолько дорог, что европейцы, несмотря на все климатические повестки, начали активно потреблять уголь. Он, правда, тоже стал дорожать, однако был в разы предпочтительнее по цене», — добавил Юшков. «Черное надежное золото» вышло на очередной ценовой пик уже в октябре 2021 года. Согласно данным биржи ICE, в Роттердаме (Нидерланды) стоимость энергетического угля достигла отметки в 246,5 долларов за 1 тонну. Стоит отметить, что на таком фоне сторонникам «зеленого курса» не удалось провести жесткие «антиугольные» требования даже во время климатической конференции, прошедшей в Глазго в ноябре 2021 года. Официально отказ от угля на ближайшее время так и не был закреплен. И хотя почти 50 стран заявили о полном отказе от угля к 2040 году, эксперты уверены, что пик спроса на уголь только предстоит пройти. Везем на ВостокПо данным Министерства энергетики РФ, добыча угля в 2021 году составила по предварительным оценкам около 439 млн тонн, а в 2022 году она вырастет до 450 млн тонн. Если эта цифра подтвердиться, то можно будет говорить о новом историческом рекорде. Добыча и переработка осуществляется сейчас 56 шахтами. Крупнейшие угледобывающие предприятия России на сегодня — СУЭК,УК «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК), ХК «СДС-уголь», «Востсибуголь», УК «Южный Кузбасс» и ХК «Якутуголь» (входят в «Мечел»).
Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем прогнозе на 2022 год утверждает, что спрос на уголь может достичь рекордных значений. Если тенденция сохранится, то ситуация напомнит посвященную шахтерам песню Владимира Высоцкого: «Мы топливо отнимем у чертей — свои котлы топить им будет нечем». 2022 год может стать годом угля в мировой энергетике. Согласно оценке профильного министерства и экспертному мнению, рост поставок угля из России в Азию будет лишь нарастать. Связано это в первую очередь с тем, что одна из мощнейших мировых экономик — китайская — так и не взяла курс на декарбонизацию. «Китай не собирается декарбонизироваться полностью. Пекин планирует достичь углеродной нейтральности», — напомнил Игорь Юшков. Отстраненность от европейского зеленого курса была недавно подтверждена Китаем на практике. Так, в преддверии вышеупомянутой климатической конференции в Глазго Пекин решил «улучшить свой имидж» и закрыть часть угольных месторождений, чтобы сократить опасные выбросы. Однако случилось ожидаемое: в части районов страны начался энергокризис, и разработку пришлось оперативно восстановить. В сентябре Китайский совета по электроэнергетике публично заявлял о том, что Пекин будет увеличивать поставки угля «любой ценой». В Китае предполагают, пояснил «Эксперту» президент АНО «Центр исследований АТР» Сергей Санакоев, что углеродной нейтральности гораздо выгоднее достичь за счет улучшения технологий, нежели полного отказа от угля. Но есть и другие факторы, которые открывают российским угольным компаниям перспективы на азиатских рынках. «Самое основное изменение – отказ от сотрудничества с Австралией. Это был практически “поставщик номер один” угля на китайский рынок. Сейчас же отношения с Австралией продолжают ухудшаться», - заметил Сергей Санакоев. По официальным данным, в прошлом же году КНР являлась крупнейшим потребителем российского угля. Не тот уголек, что в забое, а тот, что в эшелонеМежду тем, воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств и нарастить поставки угля на азиатском направлении России мешают проблемы с транспортной инфраструктурой. Транспортировка угля в теории может осуществляется не только железнодорожным и водным транспортом, но на грузовых автомобилях, а также посредством углепроводов. Но на практике в текущей ситуации при перевозке на значительные расстояния реальной альтернативы грузовым поездам и судам нет. Жалобы угольщиков и потребителей на ОАО «РЖД», которое не справляется с вывозом угля, дошли до Правительства России и будут завтра разбираться на заседании Комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. При этом, сами железнодорожники указывают, что перевозки угля они за год даже увеличили. На фоне загруженности железной дороги, уголь перевозили и на фитинговых платформах, и в контейнерах типа open top. Как напомнил в этой связи Сергей Санакоев, дальневосточные порты ограничены в мощностях, на своем пределе работает и Транссибирская магистраль. По мнению Игоря Юшкова, все это значительно увеличивает текущие риски для российских производителей угля. «Неясно, нужно ли нам активно вкладывать деньги в развитие железных дорог, чтобы больше ввозить на азиатские рынки. Часть стран будет отказываться от угля, и от этого может сформироваться переизбыток предложения на мировом рынке, цены будут снижаться. Соответственно, не факт, что наши вложения в инфраструктуру окупятся», — подчеркнул Игорь Юшков. Другое мнение высказал Сергей Санакоев. «Логистические проблемы, действительно, существуют. Однако видно, что наша политика направлена на то, чтобы увеличивать объемы поставок в Азию. В том числе, и с точки зрения того, чтобы поставлять все возможное с восточного направления. Затем РЖД получит условия для экспорта в Китай угля с западных месторождений. Так что, тенденция наращивания поставок есть, и она очевидна», — подчеркнул он. В чем оба эксперта сходятся, так это в том, что в ближайшие годы отечественные угольщики будут себя чувствовать в целом вполне комфортно. На сегодня данный вид топлива востребован и на внутреннем рынке, и в Европе. А при имеющейся конъюнктуре у РФ есть прекрасная возможность укрепить свои отношения еще и с азиатскими партнерами. Авторы: Екатерина Кобиц, Николай Ивашов Источник: Expert.ru, 24.01.2022 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузкиПравительство-2024: новая конфигурация регуляторовЛитий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |