Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейцы едут на поклон в Баку в поисках газа

Европейцы едут на поклон в Баку в поисках газа

В ЕС по-прежнему не могут придумать, чем заменить российское «голубое топливо»

Европейцы продолжают активно искать альтернативу поставкам российского газа на случай обострения отношений с Москвой. Как сообщает Financial Times, помимо переговоров с Катаром и другими поставщиками сжиженного природного газа (СПГ), в начале февраля комиссар по энергетике в Европейской комиссии Кадри Симсон намерена провести встречу с руководством Азербайджана, чтобы обсудить возможность увеличения поставок газа «в экстренной ситуации».

Ранее официальный представитель Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ибрагим Ахмедов заявил РИА «Новости», что Баку изучает возможность расширения поставок газа в Европу.

Сейчас Азербайджан поставляет в Европу около 10 миллиардов кубометров газа в год по Трансадриатическому трубопроводу, который является частью системы TAP-TANAP (Трансанатолийский трубопровод в Турцию), входящей в Южный газовый коридор.

Коммерческие поставки по нему были запущены в конце 2020 года. В будущем оператор ТАР рассматривает три варианта расширения — до 14,4 млрд. кубов, до 17,1 млрд. куб. м. и до 20 млрд. куб. м., но все это пока что лишь планы. 

Для сравнения, поставки «Газпрома» в Европу и Турцию в 2020 году составили 175 млрд. кубометров газа, а в прошлом году — 185 млрд. куб. м.

Как пояснил «СП» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, возможности Азербайджана по увеличению поставок газа в Европу крайне ограничены. Во-первых, пропускная способность TAP-TANAP просто не рассчитана на большие объемы, а, во-вторых, у страны практически нет резервов для дополнительных поставок.

— Такое впечатление, что европейцы пытаются наскрести по сусекам и ведут переговоры, с кем только можно. Возможно, их логика в том, что есть страны, которым сложно доставить СПГ. До этого пресса писала о том, что американцы якобы договариваются с Катаром, с Нигерией, обещают и свой сжиженный газ прислать в Европу. Но не все могут этот СПГ принять. В той же Германии нет ни одного СПГ-терминала, а это крупнейший потребитель газа в Европе.

Кроме того, есть южные страны — Болгария и Греция. У Греции есть один терминал, а у Болгарии — ни одного. До недавних пор она получала газ только из России. В 2020 году Азербайджан запустил газопровод ТАР-TANAP через Грузию в Турцию, а из Турции в Болгарию и далее. По контрактам они поставляют по миллиарду кубометров газа в год в Болгарию и Грецию, еще около 8 млрд. кубов — в Италию. Остальные 6 миллиардов, а проектная мощность трубы составляет 16 млрд. куб. в год, Азербайджан поставляет в Турцию.

Европейцы и американцы сейчас думают, что будет, если Россия вообще перекроет поставки газа. У той же Болгарии ежегодное потребление составляет около 3 млрд. кубометров. В принципе, логично спросить у Азербайджана, есть ли у них возможность увеличить поставки на 2 млрд. кубов, чтобы в случае чего запитать хотя бы Болгарию или Грецию, которая потребляет до 5 млрд. кубов. Видимо, они пытаются точечно прощупать ситуацию.

«СП»: — Сможет ли Азербайджан нарастить эти поставки?

— Думаю, что нет. Для Баку это очень болезненная тема, они этого не признают, но, по всей видимости, работают на пределе. У них довольно много экспортных контрактов и большое внутреннее потребление, поэтому что-то нарастить не могут.

Мы видим сигналы, что они начинают перестраховываться. Они уже заключили договор с Газпромом, по которому он в случае необходимости будет поставлять им газ. В 2017 и 2018 годах Газпром уже поставлял газ в Азербайджан, так как там был небольшой дефицит. Потом они увеличили объем добычи на ресурсной базе для системы TAP-TANAP — месторождении Шах-Дениз-2.

Несмотря на это, в 2021 году они подписали договор с Газпромом о спотовом обмене газом. Мы не знаем его точных условий, но, видимо, речь о том, что они не хотят просто импортировать газ, а перестраховываются на случай морозов и повышения спроса на внутреннем рынке. У них нет запаса прочности, чтобы увеличить ежесуточную добычу.

Если ударят холода и нужно будет резко увеличить объем поставок на внутренний рынок, у них не хватит ресурсов для выполнения внешних контрактов. Чтобы подстраховаться в такой ситуации, они и заключили договор с Газпромом. В летний период, когда потребление снизится, они смогут отдавать эти объемы обратно российской компании. Мы не знаем, на какие рынки — либо в Россию, либо в Турцию, Болгарию или Грецию.

Нужно учитывать и тот факт, что свободной мощности у трубы TAP-TANAP практически нет. Она рассчитана на 16 миллиардов кубометров, и все они расписаны по контрактам с Турцией, Италией, Болгарией и Грецией. Кстати, еще один момент, который характеризует ограниченные возможности Азербайджана, в том, что новый договор на поставки газа в Турцию заработал только после того, как истек старый.

То есть объем поставок не вырос, несмотря на изначальные заверения в том, что они будут чуть ли не увеличены вдвое. TAP-TANAP просто заменил старые поставки в Турцию, что показывает: экспортные возможности Азербайджана крайне ограничены.

Не говоря уже о том, что месторождение Шах-Дениз-2 оказалось крайне дорогим проектом. На его разработку вместе с TAP-TANAP было потрачено несколько десятков миллиардов долларов. Мне кажется, если бы инвесторы изначально знали, сколько придется потратить, они бы не зашли в этот проект.

Так что вряд ли европейцы получат от Азербайджана дополнительные объемы, им бы существующие контракты выполнить, и хорошо. Говорить о том, что они расширят географию или объем поставок можно только в случае появления новых проектов, но в условиях турбулентности на газовом рынке инвесторы не спешат делать крупные вложения. А с нынешней ресурсной базой говорить о каком-то наращивании не приходится.

«СП»: — Есть ли другие возможности поставок газа из Азербайджана в Европу, помимо TAP-TANAP?

— Существующая система газопроводов не подразумевает широкую диверсификацию. Они могли бы пускать свой газ во вторую нитку «Турецкого потока», но Газпром ведь не обязан предоставлять к ней доступ. Можно было бы использовать старый Трансбалканский газопровод в реверсном режиме и качать газ в Болгарию, Румынию, Молдавию и на Украину. Но, во-первых, возникает вопрос цены, во-вторых, повторю, сейчас излишков газа в Азербайджане нет.

Заменить Россию даже на отдельно взятых небольших рынках не получится. Они могут тактически перекидывать объемы с рынка на рынок, если кто-то будет меньше брать, например, Турция. Но там все объемы законтрактованы, а взять дополнительные негде.

«СП»: — А могли бы европейцы договориться с Турцией о том, чтобы ее 6 миллиардов кубометров газа шли в Европу?

— Теоретически это возможно. Но, во-первых, пропускная способность трубы в Болгарии и Греции не рассчитана на эти объемы, она может выдержать дополнительно пару миллиардов кубов. Мы видим, что трубы могут работать с превышением проектной мощности, как тот же «Северный поток». Но даже там это превышение составляло 4 млрд., а ведь сам газопровод гораздо более мощный.

Во-вторых, Турции придется чем-то замещать этот газ, значит, она будет покупать его у той же России. Но с чего бы Анкаре помогать Европе? Она может припомнить свою историю с несостоявшимся вступлением в ЕС, будет выпрашивать дополнительные средства на содержание беженцев и так далее. Турция — тоже сложный переговорщик, они себе в убыток ничего не будут делать. Так что с помощью Азербайджана, может, и получится заткнуть какие-то дыры, но фундаментально это ничего не решит.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 30.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики