Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чёрное незолото нарасхват

Чёрное незолото нарасхват

Рост экспорта российского угля в совокупности с сокращением поставок на внутренний рынок стал ключевой причиной возникновения дефицита этого вида топлива в ряде регионов в преддверии зимы 2021–2022 года. Среди наиболее пострадавших – Сибирь, Дальний Восток, Алтай и Калининградская область. Удалось ли купировать проблему, насколько сильно влияние внешней конъюнктуры и как ситуация будет развиваться в этом году, выяснял «Октагон».

К весне вагончик тронулся

В январе власти отрапортовали о полном закрытии потребности одного из пострадавших от угольного дефицита субъектов РФ – Калининградской области. Региональное министерство строительства и ЖКХ доложило о прибытии 90 вагонов угля и перспективах получения ещё 140 вагонов в течение месяца. Таким образом попытались решить проблему, выявленную ещё в ноябре 2021 года, когда нехватку угля ощутили на себе как жители частных домов области, так и теплоснабжающие организации.

В качестве причин сбоев поставок были обозначены, с одной стороны, нехватка вагонов, с другой – переправка большого количества груза в Польшу. Долгожданное появление угля было воспринято жителями области с изрядной долей скепсиса. «Скоро весна. А чего не привезти уголька? Просто праздник для народа», – пишет на информационном сайте города Гусева под новостью о прибытии угольных вагонов один из читателей. Другой шутит: «Скоро новости будут: “В магазин завезли хлеб и макароны”». И получает невесёлый ответ: «Есть все предпосылки, не каркайте».

Тройной удар

По предварительным данным, вывоз угля из России по итогам 2021 года вырос на 5,7 процента – до 214,3 млн тонн, тогда как на внутренний рынок его поставки снизились почти на 7 процентов – до 154,8 млн тонн.

– Подобное противоречие обусловлено сбытовой политикой угольных компаний – они настолько увлеклись экспортом на фоне высоких цен на горючий камень, вызванных энергетическими кризисами в Европе и Китае, что думали о потребителях на родине в последнюю очередь, – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Максимальных значений мировые цены на уголь в 2021 году достигли в октябре. Стоимость энергетического угля в Европе и Азии составляла 280–290 долларов за тонну, металлургического – до 400 долларов. Причина роста цен носила фундаментальный характер – отставание предложения от спроса. Спрос, в свою очередь, вырос в силу увеличения потребления электроэнергии на фоне восстановления глобальных экономик и перехода электростанций с газа на уголь из-за рекордного подорожания газа.

Нехватка угля в регионах происходила на фоне дефицита грузовых вагонов. Причём из-за увеличения транспортировки угля за границу страдали и другие отрасли промышленности и сельского хозяйства, столкнувшиеся с невозможностью заказать достаточное количество вагонов.

– Например, в Татарстане под угрозой закрытия оказался Апсалямовский комбинат строительных конструкций и материалов, – отмечает Хазанов.

Экспортные амбиции

По словам главы департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго Сергея Мочальникова, в 2022 году экспорт российского угля продолжит увеличиваться и достигнет предположительно 237 млн. Правда, он заверил, что добыча значительно превысит эти объёмы – 450 млн тонн.

Ключевыми для рынка сбыта останутся страны Азии. На недавнем заседании комитета Госдумы по энергетике замглавы Минэнерго РФ Пётр Бобылев особо подчеркнул, что «уже есть ряд международных договорённостей: был подписан меморандум с Индией об увеличении поставок почти в пять раз за ближайшие десять лет – с 6 млн тонн до 40 млн тонн. Подобные переговоры идут с коллегами из Китая». Чиновник сообщил, что за последние 20 лет доля экспорта российского угля на мировой арене выросла с 4 до 16 процентов.

Эксперты считают, что озвученные амбиции не лишены оснований, пока мировой спрос растёт.

– В 2022 году я ожидаю укрепления спроса на уголь вследствие высокого потребления на Тайване, в Китае, Южной Корее, Индии и, как ни странно, Японии, традиционно олицетворяемой с атомной энергетикой, – считает Леонид Хазанов.

Он также не исключает того, что в отдельных странах Европы могут быть расконсервированы ранее закрытые угольные электростанции, поскольку прошлая и нынешняя зимы «показали всю опрометчивость ускоренного зелёного энергоперехода».

Ограничения экспорта не будет

Ценовая конъюнктура обещает быть по-прежнему благоприятной. По прогнозу эксперта, стоимость угля, снизившаяся к концу года, может в этом году отыграть до рекордов октября 2021 года. К слову, рост уже начался. После того как Индонезия, являющаяся лидером по экспорту угля в мире, с января прекратила поставки на внешние рынки, цены выросли на 15–20 процентов.

Вторым бустером послужило обострение российско-украинских отношений. Из-за опасений того, что на этом фоне сократятся поставки российского газа в Европу и спрос на уголь вырастет ещё больше, базовый индекс угля вырос до 262 долларов за тонну, сообщило в конце января агентство Reuters.

Экспортировать в сложившихся условиях становится всё выгоднее, а, значит, риски возникновения дефицитов на внутреннем рынке сохраняются. Проблемы российских потребителей едва ли заставят регуляторов пойти на введение жёстких ограничительных мер.

– Думаю, запрет на экспорт или дополнительные пошлины вводиться не будут, – заявил «Октагону» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета Станислав Митрахович.

«Наоборот, российская экономика заинтересована в том, чтобы максимизировать экспортные доходы», - Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета.

По его словам, частью регулирования рынка может стать введение обязательств для компаний по поставкам конкретных объёмов на внутренний рынок – региональным энергетическим компаниям или муниципалитетам.

– Если же проблемы на местах и сохранятся, то они будут носить сугубо локальный характер с ответственностью местных властей, – заключил эксперт.

Автор: Анна Таволга

Источник: Octagon.Media, 02.02.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики