Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чёрное незолото нарасхват

Чёрное незолото нарасхват

Рост экспорта российского угля в совокупности с сокращением поставок на внутренний рынок стал ключевой причиной возникновения дефицита этого вида топлива в ряде регионов в преддверии зимы 2021–2022 года. Среди наиболее пострадавших – Сибирь, Дальний Восток, Алтай и Калининградская область. Удалось ли купировать проблему, насколько сильно влияние внешней конъюнктуры и как ситуация будет развиваться в этом году, выяснял «Октагон».

К весне вагончик тронулся

В январе власти отрапортовали о полном закрытии потребности одного из пострадавших от угольного дефицита субъектов РФ – Калининградской области. Региональное министерство строительства и ЖКХ доложило о прибытии 90 вагонов угля и перспективах получения ещё 140 вагонов в течение месяца. Таким образом попытались решить проблему, выявленную ещё в ноябре 2021 года, когда нехватку угля ощутили на себе как жители частных домов области, так и теплоснабжающие организации.

В качестве причин сбоев поставок были обозначены, с одной стороны, нехватка вагонов, с другой – переправка большого количества груза в Польшу. Долгожданное появление угля было воспринято жителями области с изрядной долей скепсиса. «Скоро весна. А чего не привезти уголька? Просто праздник для народа», – пишет на информационном сайте города Гусева под новостью о прибытии угольных вагонов один из читателей. Другой шутит: «Скоро новости будут: “В магазин завезли хлеб и макароны”». И получает невесёлый ответ: «Есть все предпосылки, не каркайте».

Тройной удар

По предварительным данным, вывоз угля из России по итогам 2021 года вырос на 5,7 процента – до 214,3 млн тонн, тогда как на внутренний рынок его поставки снизились почти на 7 процентов – до 154,8 млн тонн.

– Подобное противоречие обусловлено сбытовой политикой угольных компаний – они настолько увлеклись экспортом на фоне высоких цен на горючий камень, вызванных энергетическими кризисами в Европе и Китае, что думали о потребителях на родине в последнюю очередь, – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Максимальных значений мировые цены на уголь в 2021 году достигли в октябре. Стоимость энергетического угля в Европе и Азии составляла 280–290 долларов за тонну, металлургического – до 400 долларов. Причина роста цен носила фундаментальный характер – отставание предложения от спроса. Спрос, в свою очередь, вырос в силу увеличения потребления электроэнергии на фоне восстановления глобальных экономик и перехода электростанций с газа на уголь из-за рекордного подорожания газа.

Нехватка угля в регионах происходила на фоне дефицита грузовых вагонов. Причём из-за увеличения транспортировки угля за границу страдали и другие отрасли промышленности и сельского хозяйства, столкнувшиеся с невозможностью заказать достаточное количество вагонов.

– Например, в Татарстане под угрозой закрытия оказался Апсалямовский комбинат строительных конструкций и материалов, – отмечает Хазанов.

Экспортные амбиции

По словам главы департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго Сергея Мочальникова, в 2022 году экспорт российского угля продолжит увеличиваться и достигнет предположительно 237 млн. Правда, он заверил, что добыча значительно превысит эти объёмы – 450 млн тонн.

Ключевыми для рынка сбыта останутся страны Азии. На недавнем заседании комитета Госдумы по энергетике замглавы Минэнерго РФ Пётр Бобылев особо подчеркнул, что «уже есть ряд международных договорённостей: был подписан меморандум с Индией об увеличении поставок почти в пять раз за ближайшие десять лет – с 6 млн тонн до 40 млн тонн. Подобные переговоры идут с коллегами из Китая». Чиновник сообщил, что за последние 20 лет доля экспорта российского угля на мировой арене выросла с 4 до 16 процентов.

Эксперты считают, что озвученные амбиции не лишены оснований, пока мировой спрос растёт.

– В 2022 году я ожидаю укрепления спроса на уголь вследствие высокого потребления на Тайване, в Китае, Южной Корее, Индии и, как ни странно, Японии, традиционно олицетворяемой с атомной энергетикой, – считает Леонид Хазанов.

Он также не исключает того, что в отдельных странах Европы могут быть расконсервированы ранее закрытые угольные электростанции, поскольку прошлая и нынешняя зимы «показали всю опрометчивость ускоренного зелёного энергоперехода».

Ограничения экспорта не будет

Ценовая конъюнктура обещает быть по-прежнему благоприятной. По прогнозу эксперта, стоимость угля, снизившаяся к концу года, может в этом году отыграть до рекордов октября 2021 года. К слову, рост уже начался. После того как Индонезия, являющаяся лидером по экспорту угля в мире, с января прекратила поставки на внешние рынки, цены выросли на 15–20 процентов.

Вторым бустером послужило обострение российско-украинских отношений. Из-за опасений того, что на этом фоне сократятся поставки российского газа в Европу и спрос на уголь вырастет ещё больше, базовый индекс угля вырос до 262 долларов за тонну, сообщило в конце января агентство Reuters.

Экспортировать в сложившихся условиях становится всё выгоднее, а, значит, риски возникновения дефицитов на внутреннем рынке сохраняются. Проблемы российских потребителей едва ли заставят регуляторов пойти на введение жёстких ограничительных мер.

– Думаю, запрет на экспорт или дополнительные пошлины вводиться не будут, – заявил «Октагону» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета Станислав Митрахович.

«Наоборот, российская экономика заинтересована в том, чтобы максимизировать экспортные доходы», - Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета.

По его словам, частью регулирования рынка может стать введение обязательств для компаний по поставкам конкретных объёмов на внутренний рынок – региональным энергетическим компаниям или муниципалитетам.

– Если же проблемы на местах и сохранятся, то они будут носить сугубо локальный характер с ответственностью местных властей, – заключил эксперт.

Автор: Анна Таволга

Источник: Octagon.Media, 02.02.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики