Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У стран ОПЕК+ кончается нефть: исчерпан ли потенциал сделки

У стран ОПЕК+ кончается нефть: исчерпан ли потенциал сделки

Мониторинговый комитет ОПЕК+ принял решение относительно мартовских квот на добычу нефти. Сюрприза не произошло – объявлено об очередном повышении на 400 тыс. баррелей в сутки. При этом уже в течение нескольких месяцев реальное производство отстает от планов по его увеличению. О том, исчерпал ли себя формат сделки и стоит ли ожидать его переформатирования – в материале «ФедералПресс»

В январе прирост добычи нефти странами ОПЕК+ составил всего 210 тыс. баррелей в сутки вместо запланированных 400 тыс. Если же суммировать накопленное за несколько месяцев отставание темпов роста добычи от повышения квот, то окажется, что альянс сейчас поставляет на рынок на 674 тыс. баррелей в сутки меньше, чем предусмотрено ранее утвержденным планами, пишут западные СМИ.

Еще больше был дефицит в декабре – 824 тыс. баррелей в сутки, напоминает аналитик ИГ «ФИНАМ» Александр Потавин.

«Поэтому назначаемый уровень квот в рамках сделки по восстановлению добычи уже потерял ценность для рынка. Основной вопрос – каковы фактические объемы добычи, ведь их нехватка может усугубить риски роста дефицита нефти в мире. С другой стороны, если кто-то из крупных нефтедобытчиков (например, Саудовская Аравия или Россия) вдруг изъявят желание увеличить свое производство, чтобы покрыть дефицит других членов картеля, которые не могут выполнить свои планы по добыче, то цены на нефть, весьма вероятно, упадут. Добровольно лишать себя дополнительных доходов вряд ли кто согласится, если только не в угоду политическим соображениям», – рассуждает Потавин.

В этой связи возникает вопрос о том, обоснованно ли сохранение формата ОПЕК+, когда накладываемые им ограничения на добычу уже не играют роли. Аналитики отвечают на этот вопрос утвердительно.

«Я думаю, что формат себя не исчерпал. Главной целью альянса ОПЕК+ было повышение цен на нефть в условиях их резкого падения в 2015 и 2020 году. С этим организация справилась. Сейчас стоит другая задача – не допустить слишком сильного колебания цен как вверх, так и вниз», – говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

При стабильных ценах на нефть компании могут принимать обоснованные инвестиционные решения, объясняет аналитик.

То, что у стран не хватает возможности нарастить добычу вслед за увеличением квот – не проблема формата, а результат накопленного дефицита инвестиций в 2020–2021 годах, уверен Юшков.

Отказ от сделки ОПЕК+, по его мнению, может вызвать панику на рынках и новое падение цен. Кроме того, ценность альянса в том, что он предоставляет площадку для переговоров ведущих поставщиков нефти на мировой рынок, поэтому отказываться от него никто не собирается.

«Формат ОПЕК+, помимо чисто физической функции регулирования спроса и предложения на рынке, имеет и геополитическую составляющую, которая очень важна в том числе и для нашей страны», – подчеркивает советник председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Участие в мировом регулировании рынка энергоносителей, по его убеждению – важнейшая геополитическая задача.

Фундаментальная причина невозможности выполнения увеличивающихся квот в том, что у большинства стран исчерпаны запас нефти, объясняет эксперт. Они находятся на поздней стадии разработки своих месторождений и возможности для открытия новых у них нет. Прежде всего это касается самой Организации стран-экспортеров нефти, где только две страны имеют шансы заметного увеличения нефтяных запасов – Ирак и Саудовская Аравия.

Это открывает для России перспективы со временем стать единоличным лидером альянса.

«На территории России расположены 70 % всех перспективных ресурсов нефти и газа в мире. Я уверен, что соглашение ОПЕК+ сохранится, а роль России в нем будет постоянно повышаться», – говорит Рустам Танкаев.

Автор: Дмитрий Коптев

Источник: ФедералПресс, 02.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики