Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выше вентиля не прыгнешь: Баку не в состоянии выйти на «газовую замену» Москвы

Выше вентиля не прыгнешь: Баку не в состоянии выйти на «газовую замену» Москвы

В столице Азербайджана сегодня, 4 февраля, пройдëт VIII заседание Консультативного совета «Южного газового коридора» (ЮГК). До его начала США и Европа дали понять о своей заинтересованности в дополнительных поставках газа с каспийского шельфа на фоне растущей геополитической напряжëнности вокруг Украины.Для обсуждения путей увеличения поставок голубого топлива в европейские страны Баку посетит еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.

Информагенство «Sputnik Азербайджан» поинтересовался у ведущего эксперта Национального фонда энергетической безопасности РФ Игоря Юшкова, какие у Азербайджана возможности диверсификации поставок газа в Европу.

По его мнению, Азербайджан не сможет предоставить Европе существенных дополнительных объëмов газа.

«Все месторождения страны работают на максимуме, нужно осваивать новые крупные проекты. Причëм именно крупные, потому как те проекты, которые сейчас заявляются, они, по сути, позволят компенсировать падение добычи на старых объектах, которые разрабатываются давно. В лучшем случае новые объекты должны заменить старые», — констатировал собеседник издания.

Для существенного суммарного увеличения объëма производства необходима новая ресурсная база, которой пока нет. «Шах-Дениз-2» — крупный блок, введëнный в эксплуатацию, позволил увеличить производство, но все его объëмы уже законтрактованы ещë с 2013 года. Шесть миллиардов кубометров идëт по новым контрактам в Турцию, один — должен идти в Болгарию. Ещë один миллиард кубометров уходит в Грецию и до восьми должно поступать в Италию. Суммарно эти проекты по системе новых газопроводов — Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP) — позволяют экспортировать 16 миллиардов кубов, пояснил экономист.

«„Шах-Дениз“ вместе с газопроводами оказался очень дорогим проектом, это было довольно неожиданно, в том числе и для инвесторов. Несколько раз сметы пересчитывались в сторону увеличения стоимости. Если что-то подобное реализовывать, то это тоже потребует много денег», — отметил Юшков, добавив, что «инвесторы сейчас очень осторожно подходят к дорогостоящим проектам».

По его оценке, на существующей ресурсной базе азербайджанская сторона сильно увеличить производство не может.

«Те, кто говорят, что Азербайджан в странах Юго-Восточной Европы заменит „Газпром“ и предлагают вводить санкции против России, не понимают, что у Баку нет возможности заменить Москву даже на каких-то отдельно взятых рынках», — констатирует эксперт.

Речь тут даже не о Турции, рынок которой очень большой, а, к примеру, о той же Болгарии, которая потребляет меньше всего газа среди стран, где Россия и Азербайджан конкурируют друг с другом, пояснил он.

Болгария потребляет три миллиарда кубов: один она законтрактовала у Азербайджан и, соответственно, ещë два ей поставляет Россия. Азербайджан не может увеличить поставки Болгарии на те же два миллиарда кубометров. Наоборот, Баку перестраховывается на случай, если во время отопительного сезона ударят холода и внутреннее потребление возрастëт, добывает ровно столько, сколько у него есть экспортных контрактов и сколько у него обычно потребляется на внутреннем рынке.

«В случае же, если будут скачки с ежесуточным потреблением, то Азербайджан договорился с „Газпромом“ на поставки российского газа. Видимо, там будут некие обменные операции, Азербайджан сможет брать российский газ при скачках потребления зимой и возвращать его в летний период. Такой договор был недавно подписан», — напомнил Юшков.

Евросоюз ведëт переговоры по газу с Соединёнными Штатами, а также Катаром и Азербайджаном на случай, если Россия решит сократить или прекратить поставки, заявил 30 января верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Источник: EADaily, 04.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики