Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США наложат лапу на поставки российского газа в Китай

США наложат лапу на поставки российского газа в Китай

Новый контракт «Газпрома» с Поднебесной под угрозой срыва из-за западных санкций

В ходе визита президента России Владимира Путина в Пекин во время открытия Олимпиады «Газпром» и китайская компания CNPC подписали 25-летний контракт на поставку 10 млрд кубометров газа с Дальнего Востока в Китай. Но, как пишет Reuters, с выполнением этого контракта могут возникнуть проблемы. Главной ресурсной базой для поставок должно быть Южно-Киринское месторождение на шельфе Охотского моря. Однако его запуск откладывается уже несколько лет из-за санкций США.

Южно-Киринское месторождение — крупнейшее на Сахалине, его запасы оцениваются более чем в 800 млрд. кубометров. Проблема в том, что для его разработки необходимы технологии, которые на данным момент в мире имеют лишь четыре компании: американские FMC Technologies, Cameron, GE Subsea и норвежская Aker. Однако с 2015 года поставки этих технологий в России запрещены санкциями США.

Сейчас существуют планы по замене импортного оборудования отечественным. Разработка поручена оборонную концерну «Алмаз-Антей», который выпускает зенитно-ракетные комплексы С-400. К работам также подключили конструкторское бюро «Малахит» из Санкт-Петербурга (структура государственной Объединенной судостроительной корпорации). Но пока что работа продвигается медленно. Если изначально запуск месторождения был запланирован на конец десятых годов, сейчас дата сдвинута на 2023−2024 годы. 

Удалось ли «Газпрому» решить проблему с оборудованием, остаётся неясным. Тем не менее, Южно-Киринское «без сомнения» станет источником газа для нового контракта с Китаем, пишет Reuters.

В рамках контракта общий объём поставок газа в Китай увеличится до 48 млрд кубометров в год. Основной объём — 38 млрд кубов ежегодно — «Газпром» будет поставлять по «Силе Сибири». Отдельный вопрос — цена газа для Китая. Публично она не раскрывается, но СМИ сообщают, что в третьем квартале, когда спотовые котировки в Европе взлетели выше 1000 долларов за тысячу кубометров, CNPC покупала газ «Газпрома» по 140 долларов — в 4,2 раза дешевле, чем стоил СПГ, и на 30% ниже, чем сырьё других трубопроводных поставщиков.

Как рассказал «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович, у «Газпрома» действительно есть проблемы с разработкой и запуском сахалинского месторождения и, возможно, решать их придётся с помощью того же Китая. Тем не менее, эксперт не сомневается в том, что новый контракт будет выполнен, а вот насколько это выгодно — другой вопрос.

— Reuters выдаёт за откровение вещи, которые все давно знают. Скорее всего, ресурсной базой для поставок в Китай действительно будет проект «Сахалин-3», а если точнее — Южно-Киринское месторождение Киринского блока. Это месторождение нуждается в подводных добычных комплексах (ПДК). Это роботизированные подводные комплексы, которых у России пока нет.

На момент введения санкций такие комплексы были только у американцев и норвежцев. Хотя Норвегия не входит в Евросоюз, она присоединилась к санкциям ЕС, которые поставили технику для работы на российском шельфе в стоп-лист.

После этого Россия начала импортозамещение по этому направлению. Делать это было поручено «Алмаз-Антею», это военная компания, которая производит зенитно-ракетные комплексы и другие вооружения. В принципе, это тоже относится к роботизированному управлению и сложной электронике, но всё-таки это совсем другой сегмент бизнеса, и так просто наладить производство ПДК не получается.

Они занимаются этим несколько лет, не так давно «Газпром» заявил, что сроки запуска Южно-Киринского месторождения переносятся на 2024 год. Ещё недавно планировалось сделать это в 2023, и я бы не исключал очередной коррекции в ту или другую сторону. Потребовалось несколько лет, чтобы импортозамещение сдвинулось с мёртвой точки, будем надеяться, что к 2024 году аналоги этих комплексов в России всё-таки появятся. Потому что в снижение степени конфронтации с Западом и возобновление поставок оборудования не верится.

«СП»: — Стоило ли вообще заключать этот контракт, если есть такие трудности с сырьём для его выполнения?

— Конечно, сроки запуска Южно-Киринского месторождения затянулись. Труба Сахалин-Хабаровск-Владивосток почти готова, до Китая осталось довести буквально несколько десятков километров, и это будет быстро сделано. Разве что, возможно, придётся немного дополнительно расширить её мощность.

Плюс нового контракта с Китаем в том, что эта труба будет загружена. Если её не использовать для поставок газа в КНР, непонятно, зачем она вообще нужна и зачем её строили. Внутрироссийских потребителей таких больших объёмов газа в этом регионе просто нет. Из крупных потребителей там есть Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома», но он запитан от «Силы Сибири», а это совсем другой проект.

С другой стороны, если бы мы сахалинский газ направили на проекты по сжижению газа, а такие проекты есть у «Роснефти», да и у «Газпрома», мы, возможно, получили бы большую гибкость. Когда у вас есть СПГ, вы можете поставлять его разным клиентам и тем самым избегаете эффекта монопсонии, то есть ситуации, когда у вас всего один покупатель. Труба как раз ведет к монопсонии. Поэтому у контракта с Китаем есть как плюсы, так и минусы.

Что касается Южно-Киринского месторождения, возможно, пока оно не готово, первые поставки по этому контракту пойдут с других частей Киринского блока «Сахалина-3».

«СП»: — И всё-таки, реально ли создать собственные аналоги необходимого оборудования, или придётся как-то по-другому решать эту проблему?

— Реально, но это требует времени. Мы же не можем просто взять и начать делать в России компьютеры или смартфоны мирового уровня. Есть вещи, на которых одни страны специализируются, а другие — нет, и как бы мы ни хотели, быстро догнать конкурентов у нас не получится. Долгое время у нас не было гражданского судостроения, и только СПГ-проекты, которые «Новатэк» реализовал с государственной помощью в Арктике, привели к её возрождению. До этого у нас 20 лет почти не строились гражданские суда. Теперь же мы начали делать танкеры и ледоколы. Так что будем надеяться, что и задача по производству ПДК будет выполнена.

Но задача это не простая. Не случайно и в мире можно по пальцам пересчитать компании, которые этим занимаются. Только американцы и норвежцы делают такие комплексы. Норвежцы — потому что сами много занимаются шельфовой добычей, и им это было нужно.

Есть версия, что в этом вопросе можно будет опираться на кооперацию с Китаем. Ходят слухи, что китайцы уже занимаются такими проектами, хотя публично это особо не раскрываются. Если у «Алмаз-Антея», Ростеха и Объединенной судостроительной корпорации совместными усилиями не получится ничего сделать, возможно, появится кооперация с Китаем. В конечном счёте, в работу это месторождение всё равно запустят.

Дальше уже возникнет вопрос, что, может быть, лучше было бы отправить это газ на третью линию «Сахалина-2». Это проект по производству сжиженного газа, где присутствует «Газпром», Shell и японцы из Mitsubishi и Mitsui. Проект дальневосточного СПГ есть и у «Роснефти», он несколько раз менял свои точки, теоретически, можно было бы туда направить этот газ, а потом продавать его хоть японцам, хоть корейцам.

Как видим, выбор был сделан в пользу Китая. Я уже сказал, что в этом есть минус в виде эффекта монопсонии. Но есть и плюсы — мы загружаем трубу Сахалин-Хабаровск-Владивосток, а также укрепляем стратегическое партнёрство с Китаем, которое нам нужно в условиях нынешнего противостояния с Западом.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 10.02.2022  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики