Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Готов ли Азербайджан делать серьезные скидки на газ Молдове (видео)

Готов ли Азербайджан делать серьезные скидки на газ Молдове (видео)

Кишинев пытается использовать фактор альтернативного поставщика как инструмент давления на "Газпром", считает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Тема поставок газа в Молдове очень актуальна, потому что страна недовольна взаимодействием с Россией, по крайней мере, на политическом уровне.

Там идут постоянные битвы между правительством и "Молдовгазом", потому что компания подписала контракт с "Газпромом". В нынешних условиях этот контракт комфортный, потому что молдавская сторона платит за газ меньше, чем на спотовых рынках.

Есть существенная скидка на газ, но правительство все равно недовольно. Мы видим, что "Молдовгаз" хочет разорвать контракт с "Газпромом", или, как минимум, надавить на российскую сторону с целью пересмотра условий контракта и подписания нового договора уже с большей скидкой. 

Кишинев vs Газпром

Кишинев и раньше, когда старый контракт закончился 30 сентября 2021 года, и теперь, пытается использовать фактор альтернативного поставщика как инструмент давления на "Газпром".

Раньше просто говорили, что придет некий газ из Румынии, хотя его источники неясны. Позже в Молдове заявляли, что будут закупать газ у трейдеров в Украине и других восточноевропейских странах, но понятно, что все они являются странами-импортерами российского газа, поэтому инструмент давления на Москву не сработал.

Сейчас же мы видим, что Молдова пытается подключить вопрос поставок азербайджанского газа. Но тут перед Кишиневом встают определенные сложности.

Во-первых, контракт с "Газпромом" действует, и он обязывает Молдову закупать определенные объемы, и именно у российской компании.

Можно предполагать, что в контракте присутствует условие "бери или плати", хотя подробностей мы не знаем. Это стандартное условие на определенных объемах, которые составляют 80-85% от законтрактованных объемов в целом.

По всей видимости, часть газа Молдова обязана покупать у "Газпрома", поэтому полностью переключиться на азербайджанский газ не может. Здесь есть особенность, которая заключается в том, что молдавское руководство рассматривает сценарий расторжения договора с "Газпромом", чтобы не платить по старым долгам, которые тоже накоплены у Молдовы еще по предыдущему контракту.

Молдавская сторона рассматривает сценарий полного разрыва отношений с "Газпромом". Тогда встает вопрос о том, где брать газ, если не в России. В данной ситуации Азербайджан начинает рассматриваться в качестве альтернативного поставщика. Но опять же, здесь есть проблемы. 

Баку как альтернативный поставщик газа

Одна из них заключается в том, что Азербайджан не собирается продавать газ за три копейки. Ясно, что Баку применяет полностью рыночный механизм, ориентируется исключительно на рыночные котировки и будет продавать газ по спотовым ценам.

Здесь может так же обсуждаться вопрос цены, привязанной к нефти, но каких-то серьезных скидок Азербайджан явно делать не собирается, потому что этот газ востребован на европейских рынках. Тем более сейчас, когда все говорят о необходимости нахождения альтернативы российскому газу, азербайджанский газ моментально разлетается и многие европейцы говорят об увеличении поставок из Азербайджана.

В условиях такой востребованности газа зачем Азербайджану делать Молдове какие-то уступки? Наоборот, он может заработать на своем статусе некоего альтернативного России поставщика, поэтому нелогично давать какие-либо скидки в этом плане.

Заменяя Россию на Азербайджан в качестве поставщика газа, Молдова ничего не приобрела бы с экономической точки зрения. Получилось бы еще дороже покупать такой газ, это была бы плата за независимость, как это принято говорить.

К примеру, некоторые страны – Литва, Польша, которые построили себе СПГ-терминалы, в итоге покупают сжиженный газ по более высоким ценам, нежели по контрактам с "Газпромом". Да, они признают, что это обходится им дороже, но это плата за независимость. Видимо, Молдова готова пойти по такому же пути.

Вторая сложность в том, что у Азербайджана добыча находится на максимуме. Все месторождения задействованы, что же касается новых проектов, то в принципе, в условиях вроде нынешней нестабильной ситуации на рынках инвесторы обычно воздерживаются от запуска новых проектов и принятия инвестрешений.

Напомню, в 2020 году цены на газ на споте в Европе были ниже $100 за 1000 кубометров, в прошлом году фактически $1000 за 1000 кубометров. Когда такие скачки, невозможно рассчитать бизнес-планы и принимать инвестрешения.

Ничего нового не только в Азербайджане, но и в принципе по миру сейчас не появляется, а то, что есть, и так уже задействовано и законтрактовано.

Поставки в Италию идут по новому газопроводу, и в Турцию, и в Грецию. С Болгарией есть определенные сложности, болгары не успели достроить газопровод, чтобы получать азербайджанский газ. Лишнего ничего нет.

При наличии у Азербайджана "лишнего" газа, можно было бы использовать Трансбалканский газопровод, который сейчас не задействован, чтобы поставлять газ в Турцию, далее из ее европейской части через Болгарию и Румынию - в Молдову. Теоретически это возможно.

В этом случае возникает вопрос цены, поскольку транспортное плечо довольно существенное. Если Азербайджан будет тратить много денег на доставку, то делать скидку нелогично и при нормальной ситуации на рынке, когда газ стоит $300 за тысячу кубометров, Баку сам уйдет в минус.

Сомневаюсь, что в итоге будет достигнута какая-то договоренность, особенно в ближайшее время, о поставках азербайджанского газа в Молдову. Неясно, что послужит источником дополнительных объемов топлива, и зачем Кишиневу покупать его по более высокой цене, когда "Газпром" предлагает ему фиксированную скидку в контракте.

Источник: Sputnik Азербайджан, 10.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики