Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Миллер напрягся: США снижают цены на газ в Европе с помощью Японии

Миллер напрягся: США снижают цены на газ в Европе с помощью Японии

Токио отправит излишки своего СПГ в ЕС, чтобы стабилизировать цены на газ и снизить зависимость от Газпрома

Япония пообещала направить в Европу излишки своего сжиженного газа (СПГ), если возникнут перебои с поставками из России в случае обострения конфликта вокруг Украины. В качестве жеста доброй воли японские власти уже направили несколько танкеров, чтобы помочь справиться с дефицитом и несколько снизить цены на газ на европейском рынке.

В пятницу, 11 февраля, цена на газ на нидерландской бирже TTF на момент написания материала составляла 862 доллара за тысячу кубометров. Таким образом, она снизилась на 1,54% по сравнению с четвергом, в том числе и благодаря росту поставок СПГ в Европу.

Цены на газ в Европе в режиме онлайн смотрите НА ЭТОМ ГРАФИКЕ.

«Несколько танкеров с СПГ, который японские компании могут реализовывать по своему усмотрению, уже направляются в Европу, с тем чтобы достигнуть пункта назначения в феврале», — заявил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда, добавив, что еще несколько танкеров могут быть направлены и в марте. 

Правда, министр подчеркнул, что энергетическая безопасность самой Японии стоит для них на первом месте, поэтому если поставки будут возможны только в том случае, если этот газ не потребуется на внутреннем рынке. Ранее агентство Nikkei сообщило, что запасы СПГ в резервуарах энергетических компаний Японии сейчас примерно на 10% превышают показатель прошлого года, и эти объемы могут быть использованы для экстренных поставок в зону Евросоюза.

Всего по состоянию на 30 января в хранилищах на территории Японии находилось 1,67 млн. тонн СПГ (это около 2,3 млрд. куб. после регазификации). При этом страна является практически чистым импортером газа. За 2020 год она закупила около 74,5 млн. тонн сжиженного газа и по объему его импорта занимает первое-второе место в мире, периодически меняясь с Китаем. Крупнейшие поставщики страны — Австралия, Малайзия и Катар, на которые приходится 65% закупаемого газа. Но, что интересно, около 8% поступает в Японию из России, а именно с проекта «Новатэка» Ямал-СПГ. Еще 6% приходит в Страну восходящего солнца из США.

Как рассказал «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, с учетом того, что Япония сама является импортером, ни о каких серьезных объемах, которые она может направить в Европу, речи не идет. Зато цена таких поставок для европейцев будет никак не ниже, а, скорее, выше, чем на спотовых рынках, но за то, чтобы изобразить энергетическую независимость от России придется платить.

— Это никакая не благотворительность в поддержку Европы. Просто американцы ходят по всему миру и выясняют, где можно взять дополнительные объемы газа и направить в ЕС, чтобы убедить европейцев быть пожестче с Россией и не бояться энергетических санкций. Хотя, забегая вперед, отмечу, что у Европы есть зависимость не только от российского газа, но и от угля, нефти, металлов и прочего сырья, и если все эти поставки прервутся, им будет крайне сложно.

В общем, американцы выясняют, кто может помочь Европе в этой ситуации. И японцы, которые очень тесно связаны с США, должны были публично проявить какой-то политес. 

 

Они это и сделали, сказав, что если у них будет лишний газ, они отправят его в Европу. Но эта фраза ни к чему не обязывает. Если газ будет, его отправят, не будет — не отправят, а приоритетом все равно остается снабжение собственных потребителей.

Сейчас азиатские страны, Япония, Корея, достаточно запаслись газом, отопительный сезон скоро закончится, поэтому излишки, которые были куплены про запас, можно и перепродать. Какой будет цена этого газа, вам никто не скажет, кроме тех, кто участвует в сделке, а это информация не для публичного распространения. Но, по всей видимости, цены газа будут сопоставимы с тем, что мы видим на европейском спотовом рынке, то есть под тысячу долларов за тысячу кубометров после регазификации. Если у японцев есть лишние объемы, почему бы их выгодно не перепродать?

«СП»: — Насколько значительными могут быть эти поставки?

— Думаю, речь идет о небольших объемах, которые они просто перенаправят в Европу. Сама Япония целиком и полностью зависит от импорта газа. У них были проекты по добыче газовых гидратов в море, но я слышу об этом уже лет 15, а до промышленного использования газовых гидратов в Японии еще не дошли и неизвестно дойдут ли вообще.

Перенаправление части японского импорта в Европу кардинально погоды не изменит. Она все равно будет нуждаться в российском газе в конце отопительного сезона. Хранилища заполнены на очень низком уровне, их нужно будет заново заполнять весной, летом и даже в начале осени.

Значит, нужно будет или закупать дорогой СПГ, или обращаться к трубопроводным поставщикам, и опять возникнет вопрос, готовы ли они заключать долгосрочные контракты с использованием «Северного потока-2» или не готовы.

«СП»: — Но японские поставки помогут снизить зависимость Европы от российского газа?

— Один танкер среднего размера — это примерно сто миллионов кубометров газа после регазификации. Мы не знаем, о каких именно танкерах идет речь и что японский министр подразумевает под словами «несколько». Но даже если это десять танкеров, то это примерно миллиард кубометров. «Газпром» в прошлом году поставил в Европу более 170 миллиардов кубометров. Просто сравните эти объемы.

Можно, конечно, относиться к этому, как «курочка по зернышку», где-то один миллиард, где-то два, но это все равно совсем не те объемы, чтобы заместить российский газ здесь и сейчас и помочь значительно снизить цены. Вот лет через пять, когда будут введены новые мощности в США, Катаре, Австралии, расклад будет иной, тогда действительно ситуация может измениться. Но в ближайшие год-два заместить российский газ в Европе без огромных проблем будет невозможно.

С этим мнением согласен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, который добавляет, что для поставок японского СПГ в Европу вовсе не обязательно везти танкеры из самой Японии, что логистичеки не оправдано.

— Логика простая — американцы собирают всех своих партнеров, союзников и просят показать, что они поддерживают их политику по сокращению зависимости Европы от российского газа. А для этого им нужно находить другие альтернативные источники энергоносителей. Вот и Япония, как союзник США, присоединилась к этой политике.

Насколько я понимаю, в Токио об этом больше говорится, чем реально делается. Может, пару танкеров и в самом деле придут в Европу, потому что в Азии была достаточно теплая зима и у них высвободились объемы. Китай кое-что стал выбрасывать на мировой рынок, то же самое может сделать Япония. Речь не идет о значимых объемах, ну придет несколько дополнительных танкеров в Европу, принципиально это на ситуацию не влияет. Но пиара много, все СМИ об этом пишут и обсуждают, хотя на самом деле речь ни о чем.

«СП»: — Это приведет к снижению цен на газ в Европе? Они ведь уже начали немного падать…

— На цену газа в Европе сейчас влияют не столько поставки СПГ из Японии или других стран, сколько погода зимой. Сильные морозы снова приведут к росту цен, если же будет тепло, они будут снижаться. Сейчас цены на газ в Европе настолько высоки, что многие потребители отказываются от него вовсе и переходят на альтернативные источники энергии — уголь, дрова, мазут и все, что угодно.

«СП»: — Насколько выгодно гнать танкеры их Японии в Европу?

— Речь идет не о том, что этот газ повезут в Европу прямо из Японии. Просто у них есть условный контракт на поставку газа из того же Катара. Они чувствуют, что сейчас могут без него обойтись, и перепродают его на другом рынке. Причем японцы наверняка покупают СПГ по долгосрочным контрактам, которые привязаны к цене нефти. В результате газ обходится им дешевле, что они могут продать на европейском рынке по спотовым ценам. Они просто на этом еще и немного заработают, и все будут довольны.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 11.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики