Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Америка ждет солярку из России, но не факт, что она пойдет

Америка ждет солярку из России, но не факт, что она пойдет

США заправляется российским топливом, но говорить об этом стесняются

Россия поставит американцам четверть импорта дизельного топлива, запасы которого упали у них до восьмилетнего минимума.

Наши заокеанские «партнеры», мягко говоря, не последовательны. Но, если не подбирать определения на языке дипломатов, то как назвать людей, которые днем призывают всех стать вегетарианцами, а ночью поедают гамбургеры под подушкой?

Так американцы «разводят» европейцев: убеждают их не покупать российский газ — по тысяче одной политической причине, а сами рекордно наращивают закупки у нашей «страны-агрессора» другого вида углеводородного топлива. В условиях нехватки собственной солярки, не стесняются заправляться российской, как говорится, до полного бака.

Эту политически нездоровую зависимость США от российского дизеля отметило агентство Bloomberg: 

«Из-за холодов и того, что традиционные поставщики топлива (Европа и Канада) столкнулись со своими трудностями, страна начала потреблять больше дизельного топлива из России. В феврале этого года Россия поставит в США более 1,55 миллиона баррелей дизтоплива (рекорд с 2019 года). Это почти четверть (22 процента) от всего импорта».

При этом агентство Bloomberg уточняет, что восточная часть США попала в зависимость от внешних поставок, поскольку последние несколько лет мощности страны по переработке нефти снизились из-за уменьшения рентабельности. Запасы дизельного топлива упали до минимальных за последние восемь лет показателей.

Северо-восток в большей степени полагается на дизельные генераторы для производства электроэнергии, поскольку цены на природный газ резко выросли. Другие основные поставщики в США сталкиваются со своими проблемами. Европа борется с нехваткой энергии и перебоями в работе нефтеперерабатывающих заводов, а Канада была вынуждена закрыть завод на восточном побережье в начале пандемии.

В России, которую продолжают называть «мировой АЗС», также все не гладко с топливом. Цены на дизель в нашей стране били рекорды в прошлом году. В ноябре 2021 года в Минэнерго отмечали, что водители раньше переходят на зимние виды дизеля, из-за чего нефтебазы стали резко наращивать закупки. Сказывалась и общая тенденция роста мировых цен на нефть и нефтепродукты.

А если нынешний повышенный спрос США на дизельное топливо образует дефицит и рост цен на солярку на внутреннем российском рынке? Или от этого россиян спасут только санкции?

— Вводить запрет на покупку российской нефти и российских нефтепродуктов США не решатся — себе дороже будет. А соляркой мы не только Америку, но и весь мир залить можем — мощностей по ее производству еще от Советского Союза с избытком осталось, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков:

— Увеличение закупок российской нефти и нефтепродуктов США стало следствием предыдущей санкционной политики этой страны в отношении Венесуэлы.

В 2019 году США ввели ограничительные меры, запрещающие покупать нефть и нефтепродукты в Венесуэле, и таким образом отсекли от себя крупного поставщика. Потому что венесуэльское углеводородное сырье шло преимущественно на североамериканский рынок. А поскольку в США так исторически сложилось, что их наиболее крупным поставщиком всегда была Венесуэла, многие американские нефтеперерабатывающие заводы были настроены именно на такой сорт нефти, который поставлялся из этой страны. Это тяжелая, сернистая, вязкая нефть.

После запрета на ее покупку с 2019 года НПЗ США начали искать альтернативного поставщика. И оказалось, что российский сорт нефти Urals, российский мазут, дизельное топливо — это та самая хорошая альтернатива. Нефть и нефтепродукты из России в США кто-то смешивает, кто-то использует добавки, кто-то просто перерабатывает, но все это используется для НПЗ, чтобы получить ту самую смесь, максимально близкую к характеристикам венесуэльской нефти, чтобы не перенастраивать НПЗ. Таким образом, российская нефть и российские нефтепродукты заместили на американском рынке аналогичное сырье из Венесуэлы.

Хотя американцы (США) являются сами по себе крупнейшими производителями нефти и нефтепродуктов, и уже становятся довольно крупными экспортерами. Но, они увеличивают объемы нефтепромысла за счет добычи сланцевой нефти, которая, по сути, является газовым конденсатом. И такую легкую, малосернистую нефть они предпочитают преимущественно экспортировать или, по крайней мере, перерабатывать внутри страны на заводах, которые были настроены под легкие сорта нефти изначально.

Поэтому складывается такая ситуация, что США все больше и больше экспортируют нефть, но при этом и продолжает в очень больших объемах ее импортировать. Это происходит именно из-за такого экономического эффекта, когда можно покупать тяжелую, вязкую, сернистую нефть по цене, ниже той, по которой экспортируется собственная. Поэтому США выгодно сохранять реэкспорт своей нефти, и импорт тяжелой нефти.

«СП»: — Могут ли США найти другого поставщика тяжелой нефти и нефтепродуктов, чтобы потом ввести санкции против России и на этом направлении?

— Да, могут. Другой вопрос в том, что это, опять же, приведет к издержкам для американского бизнеса. Нефтеперерабатывающим заводам нужно будет много времени и дополнительных средств, чтобы перейти на какую-то другую нефть. Им, может быть, даже придется в какой-то мере перенастраивать свои предприятия и искать нового поставщика. И получается, что это придется осуществлять в усложненных условиях, когда два крупнейших поставщика такого сорта нефти — тяжелой, вязкой, сернистой — Венесуэла и Россия уже будут отрезаны от рынка, поскольку американские санкции экстерриториальны. И если все будут соблюдать эти санкции, то будет крайне востребовано сырье оставшихся на рынке производителей. Для них откроется огромный рынок Соединенных Штатов. Тогда этот сорт будет буквально нарасхват, и он возрастет в цене.

«СП»: — Как говорится, «махнуться» с ними рынками нефти в случае американских санкций не получится?

— Нет, так, чтобы мы заняли места на рынке тех, кто вместо нас будет востребован в США, не получится. Потому что, в случае введения санкций, любые компании — не только американские — не смогут покупать российскую нефть. Это вообще будет означать, что Россию хотят убрать с мирового рынка нефти. Но мы все-таки один из крупнейших экспортеров. Заместить наши объемы в краткосрочной перспективе невозможно.

Поэтому, я думаю, всеобщий запрет на покупку российской нефти США вводить не будут. От этого пострадают и они, и европейцы. И, кстати, европейцы постоянно говорят о зависимости от российского газа, но, на самом деле зависимость от российской нефти и российского угля у них значительно больше.

И как тогда европейцы будут выживать? Как тогда сами американцы будут существовать? Нефть существенно вырастет в цене, если ограничить ее поставки из России.

«СП»: — Возрастающий спрос на солярку в США, на мировом рынке, как-то сказывается на обеспечении российского топливного рынка — в изменении объемов поставок и цен?

— В целом — нет. Примерно одинаковые объемы нефтепродуктов идут и на внутренний рынок, и на экспорт. Правда, мы видим, что регулярно проблемы возникают на Дальнем Востоке, но там это не солярки, а бензина касается. Если мы говорим конкретно про дизельное топливо, то по его производству в России есть еще огромные мощности. То есть, если нужно, мы просто увеличим нефтепереработку.

В основном, насколько мы видим, просто идет переориентация поставок с европейского рынка на американский. Теперь мы меньше поставляем нефти в Европу, и больше — в США. Но теоретически можем еще увеличить объем производства и поставок дизельного топлива, если экономически такой экспорт будет более предпочтительным, чем экспорт сырой нефти.

Потому что у на очень большие перерабатывающие мощности по дизельному топливу, оставшиеся, кстати, еще с советских времен. И, в том числе, на Дальнем Востоке. Это логично: армия большая, требуется много топлива для техники, которая преимущественно работает на дизтопливе. Поэтому мощности по производству дизельного топлива в стране значительно больше, чем по производству бензина или керосина. Но, конечно, не все они отвечают требованиям внутреннего рынка — не ниже стандарта Евро-5, но даже для экспорта такой стандарт не всегда необходим.

Автор: Валерий Цыганков

Источник: Свободная пресса, 12.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики