Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чубайс предложил не отдавать ЕС деньги за российский парниковый газ

Чубайс предложил не отдавать ЕС деньги за российский парниковый газ

«Углеродный налог страна должна оставить в своем бюджете»

Углеродный налог, которым в ближайшее время Евросоюз собирается обложить внешних поставщиков товаров, включая Россию, должен оставаться внутри нашей страны. По словам спецпредставителя президента по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолия Чубайса, это единственный способ нейтрализовать негативные эффекты от разработанного в ЕС нового фискального требования, способного существенно ограничить конкурентное преимущество, которым до последнего момента пользовались развивающиеся государства за счет наличия дешевых углеводородов.

Чубайс уверен, что углеродный налог, введением которого уже давно Брюссель пугает экспортеров, обязательно приведет к серьезному росту объема платежей российских поставщиков в бюджет Евросоюза. По его оценке, при отечественном уровне выброса парниковых газов и наиболее демократичной цене топлива в $10 за тонну, общие сборы за право российского бизнеса на вредные эмиссии могут дойти до 1,5 трлн рублей. «Это реальность, с которой придется считаться», — полагает Анатолий Чубайс. Поэтому окажется гораздо разумней, если эти средства будет получать национальная казна, а не европейские фискальные ведомства.

Как объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, смысл углеродного налога заключается в следующем. Европейское сообщество уже который год утверждает, что входящие в состав ЕС компании более интенсивно борются с последствиями сжигания топлива на основе углерода — газа, нефти, угля и других ископаемых, нежели внешние экспортеры. Соответственно, инвестиции первых в снижение парниковых газов значительно выше вложений вторых, что является несправедливым, поскольку выбросы «не членов» ЕС зачастую превышают аналогичные эмиссии европейцев.

В результате было разработано пограничное регулирование, так называемый углеродный налог, который должен заработать в 2023-2024 годы. В теории, подобные сборы должны заставить недобросовестных экспортеров снижать выбросы на территории национальных производств. Тем, кто продолжает манкировать экологическими приоритетами, при поставках своей продукции в ЕС придется платить по новой фискальной системе.

В настоящее время налог касается достаточно узкой группы экспортных товаров — химии, металлургии, строительных материалов, электроэнергии, поэтому пока сумма предполагаемых сборов относительно небольшая. Между тем с каждым годом перечень подлежащих фискальным взиманием товаров будет расширяться и размер налога будет повышаться. «Постепенно все будет переворачиваться с ног на голову. Принцип Европы направлен на лишение развивающихся стран конкурентного преимущества, которым раньше считалось присутствие дешевых углеводородов. В то же время, по Глобальному климатическому соглашению, страны, в том числе Россия, вправе ввести внутренний углеродный налог, который позволит отечественному производителю при осуществлении поставок в ЕС отчитаться об уже погашенной фискальной нагрузке. В этом случае, деньги будут оставаться в России и могут быть направлены на внутренние экологические проекты», — полагает Юшков.

План реализации Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года у нашей страны уже существует. Его проект предполагает широкий спектр мер по снижению вредных выбросов. В том числе, есть идея выпуска «зеленых» сертификатов: их будут получать компании, реализующие лесные климатические проекты с правом последующей продажи компаниям, которые собираются уделять экологическим вопросам все большее внимание, но пока не могут себе этого позволить. Правда, вряд ли такие свидетельства послужат для европейцев доказательствам, что производитель имеет право на налоговое послабление при экспорте своих товаров в Евросоюз.

«Реализация предложения Чубайса приведет, главным образом, к повышению фискальных сборов с отечественного бизнеса, которому, по сути, будет все равно кому платить: российскому бюджету или европейцам. Для сокращения выбросов нужно модернизировать производство и обновлять основные фонды, в частности, для сокращения аварий, которые за последние два года приобрели массовый и даже угрожающий характер, — считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. — Если идея дойдет до реального воплощения, то в России будет создано несколько дополнительных чиновничьих институтов по устойчивому развитию и углеродной нейтральности, а новые налоги пойдут на их содержание».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 14.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики