Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита РФ-ЕС в Брюсселе

Итоги саммита РФ-ЕС в Брюсселе

Очередной саммит по линии РФ-ЕС, казалось бы, можно считать успешнее предыдущих, на которых в последние годы стороны лишь подтверждали намерения продолжать вести переговоры по одним и тем же, из раза в раз повторяющимся проблемам вроде модернизации старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Теперь же утвержден рабочий план мероприятий по приоритетам модернизации и подписан меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО. Предполагается, что РФ не будет повышать экспортные пошлины на круглый лес, а ЕС снимет все свои возражения по вступлению России в главную международную торговую структуру.

Однако сложно избавиться от ощущения дежа-вю: ведь лидеры ЕС и РФ и ранее уже неоднократно под камеры заявляли о преодолении чуть ли не всех препятствий и даже подписывали меморандумы, которые, по сути, оставались протоколами о намерениях. Собственно, об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что Россия до сих пор не стала членом ВТО, а по визам в Брюсселе лишь в очередной раз «было решено начать вырабатывать конкретный перечень совместных шагов» без реального ощутимого прогресса.

Фундаментальная проблема кроится в глубоком недоверии партнеров друг к другу, которые под знаменем «прагматизма» решили за последние годы перейти от сотрудничества по «общим ценностям» к взаимодействию почти исключительно по «общим интересам». Отчасти способность Москвы заставить Брюссель минимизировать критику российской внутриполитической ситуации и вообще по минимуму применять принцип «политической обусловленности» можно считать достижением российской дипломатии. Действительно, РФ слишком велика и значима как политический и экономический игрок, чтобы ЕС мог в одностороннем порядке проецировать на нее свои нормы и ценности, как это имело место со странами Восточной Европы. Но есть и обратная сторона в этом процессе. Исключив ценностную составляющую в отношениях с ЕС и-де-факто отказавшись от институционального сближения с ним, России теперь крайне сложно подавать себя как надежного и близкого партнера, предложения которого по энергетическому законодательству, визам, инвестиционным проектам, новому договору о европейской безопасности и т. п. заслуживают понимания и поддержки.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики