Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита РФ-ЕС в Брюсселе

Итоги саммита РФ-ЕС в Брюсселе

Очередной саммит по линии РФ-ЕС, казалось бы, можно считать успешнее предыдущих, на которых в последние годы стороны лишь подтверждали намерения продолжать вести переговоры по одним и тем же, из раза в раз повторяющимся проблемам вроде модернизации старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Теперь же утвержден рабочий план мероприятий по приоритетам модернизации и подписан меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО. Предполагается, что РФ не будет повышать экспортные пошлины на круглый лес, а ЕС снимет все свои возражения по вступлению России в главную международную торговую структуру.

Однако сложно избавиться от ощущения дежа-вю: ведь лидеры ЕС и РФ и ранее уже неоднократно под камеры заявляли о преодолении чуть ли не всех препятствий и даже подписывали меморандумы, которые, по сути, оставались протоколами о намерениях. Собственно, об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что Россия до сих пор не стала членом ВТО, а по визам в Брюсселе лишь в очередной раз «было решено начать вырабатывать конкретный перечень совместных шагов» без реального ощутимого прогресса.

Фундаментальная проблема кроится в глубоком недоверии партнеров друг к другу, которые под знаменем «прагматизма» решили за последние годы перейти от сотрудничества по «общим ценностям» к взаимодействию почти исключительно по «общим интересам». Отчасти способность Москвы заставить Брюссель минимизировать критику российской внутриполитической ситуации и вообще по минимуму применять принцип «политической обусловленности» можно считать достижением российской дипломатии. Действительно, РФ слишком велика и значима как политический и экономический игрок, чтобы ЕС мог в одностороннем порядке проецировать на нее свои нормы и ценности, как это имело место со странами Восточной Европы. Но есть и обратная сторона в этом процессе. Исключив ценностную составляющую в отношениях с ЕС и-де-факто отказавшись от институционального сближения с ним, России теперь крайне сложно подавать себя как надежного и близкого партнера, предложения которого по энергетическому законодательству, визам, инвестиционным проектам, новому договору о европейской безопасности и т. п. заслуживают понимания и поддержки.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики