Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита РФ-ЕС в Брюсселе

Итоги саммита РФ-ЕС в Брюсселе

Очередной саммит по линии РФ-ЕС, казалось бы, можно считать успешнее предыдущих, на которых в последние годы стороны лишь подтверждали намерения продолжать вести переговоры по одним и тем же, из раза в раз повторяющимся проблемам вроде модернизации старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Теперь же утвержден рабочий план мероприятий по приоритетам модернизации и подписан меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО. Предполагается, что РФ не будет повышать экспортные пошлины на круглый лес, а ЕС снимет все свои возражения по вступлению России в главную международную торговую структуру.

Однако сложно избавиться от ощущения дежа-вю: ведь лидеры ЕС и РФ и ранее уже неоднократно под камеры заявляли о преодолении чуть ли не всех препятствий и даже подписывали меморандумы, которые, по сути, оставались протоколами о намерениях. Собственно, об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что Россия до сих пор не стала членом ВТО, а по визам в Брюсселе лишь в очередной раз «было решено начать вырабатывать конкретный перечень совместных шагов» без реального ощутимого прогресса.

Фундаментальная проблема кроится в глубоком недоверии партнеров друг к другу, которые под знаменем «прагматизма» решили за последние годы перейти от сотрудничества по «общим ценностям» к взаимодействию почти исключительно по «общим интересам». Отчасти способность Москвы заставить Брюссель минимизировать критику российской внутриполитической ситуации и вообще по минимуму применять принцип «политической обусловленности» можно считать достижением российской дипломатии. Действительно, РФ слишком велика и значима как политический и экономический игрок, чтобы ЕС мог в одностороннем порядке проецировать на нее свои нормы и ценности, как это имело место со странами Восточной Европы. Но есть и обратная сторона в этом процессе. Исключив ценностную составляющую в отношениях с ЕС и-де-факто отказавшись от институционального сближения с ним, России теперь крайне сложно подавать себя как надежного и близкого партнера, предложения которого по энергетическому законодательству, визам, инвестиционным проектам, новому договору о европейской безопасности и т. п. заслуживают понимания и поддержки.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики