Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия остановила «Северный поток – 2»

Германия остановила «Северный поток – 2»

Но Евросоюз в ближайшее время не сможет заместить поставки российского газа, отмечают эксперты

Процесс сертификации экспортного газопровода «Северный поток – 2» будет остановлен, заявил 22 февраля канцлер ФРГ Олаф Шольц. «Сегодня я попросил федеральное министерство экономики отозвать у Федерального сетевого агентства доклад по обеспечению энергобезопасности. <…> Это необходимый шаг, чтобы теперь не могла состояться сертификация газопровода. Без этой сертификации «Северный поток – 2» не может быть запущен», – сказал Шольц (цитата по «Интерфаксу»). Позже министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила журналистам, что немецкое правительство «заморозило» проект.

Представитель компании Nord Stream 2 AG (оператор проекта) сообщил «Ведомостям», что компания «приняла к сведению» заявления Шольца. «Мы не можем комментировать эти сообщения и ожидаем надлежащую информацию от регулирующих органов», – добавил он.

Реакция Германии связана с признанием Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик. Соответствующие документы президент РФ Владимир Путин подписал вечером 21 февраля, 22 февраля их ратифицировал парламент. Кроме того, с республиками были подписаны договоры о дружбе и взаимопомощи.

Как строили «Северный поток – 2»

В июне 2021 г. Россия завершила укладку первой, а в сентябре – второй нитки газопровода «Северный поток – 2» суммарной мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Он проходит по дну Балтийского моря от компрессорной станции «Славянская» в Ленинградской области до балтийского побережья Германии. Партнерами «Газпрома» по проекту являются немецкие Uniper и Wintershall Dea, британско-нидерландская Shell, австрийская OMV и французская Engie. Строительство трубопровода стоимостью около $10 млрд сопровождалось санкционным давлением со стороны США и ряда восточноевропейских стран, включая Украину, настаивающих на том, что он угрожает энергетической безопасности ЕС.

Из–за этого, в частности, в 2019 г. швейцарская компания Allseas, занимавшаяся укладкой трубопровода, вышла из проекта, и «Газпрому» пришлось достраивать его своими силами. Аналогичные проблемы возникли в 2021 г. с сертификацией и страхованием – европейские компании отказывались это делать, опасаясь попасть под санкции.

Процесс сертификации газопровода Федеральным сетевым агентством Германии, который начался осенью 2021 г., должен был завершиться в течение 4 месяцев, после чего заключение немецкого регулятора должна одобрить Еврокомиссия (на это потребуется еще минимум 2 месяца). Изначально аналитики прогнозировали завершение сертификации весной 2022 г. Но позднее стало ясно, что это не произойдет раньше второй половины года. В частности, процесс сертификации приостанавливался для того, чтобы выполнить требования германского законодательства: в январе 2022 г. Nord Stream 2 учредила германскую дочернюю структуру Gas for Europe GmbH. Она стала владельцем и оператором 54–километрового участка «Северного потока – 2», расположенного в германских территориальных водах, а также площадки береговых объектов в городе Любмин.

Почему газ в Европе очень дорогой

Россия пытается запустить новый экспортный трубопровод в ЕС на фоне беспрецедентного энергокризиса в регионе, в 2021 г. взвинтившего спотовые цены на газ: в декабре они обновили абсолютный исторический максимум, достигнув $2200 за 1000 куб. м. В конце 2021 г. – начале 2022 г. цены на газ несколько скорректировались, но все еще высоки, 22 февраля на наиболее ликвидном европейском хабе TTF в Нидерландах стоимость 1000 куб. м достигала $950. Ситуацию усугубляют также рекордно низкие запасы в европейских подземных газовых хранилищах (ПХГ) и ставка Евросоюза на ВИЭ, включая ветроэлектростанции, которые в прошлом году создавали дополнительное давление на энергорынок из–за безветренной погоды.

Сейчас в европейских ПХГ остается менее 33,9 млрд куб. м, свидетельствуют данные Gas Infrastructure Europe. 20 февраля «Газпром» сообщал, что из них выбрано уже более 95% газа, закачанного прошлым летом.

Кто пострадает от заморозки проекта

Адвокат практики международного экономического комплаенса Art de Lex Марат Самарский отмечает, что вопрос о запуске «Северного потока – 2» для Берлина перешел из коммерческой в политическую плоскость. «Окно для возможности договориться очень узкое и напрямую связано с деэскалацией ситуации вокруг Украины», – сказал он «Ведомостям».

При этом у «Газпрома», по словам управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта, фактически отсутствуют рычаги влияния на ситуацию. «За сертификацию отвечают уполномоченные немецкие органы», – сказал юрист. Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач добавляет, что если доклад об энергобезопасности, который регуляторы ФРГ намерены переписать, будет содержать негативный отзыв и не позволит сертифицировать газопровод, то это может стать поводом для обращения в суд для защиты инвестиций.

«Вероятность того, что «Северный поток – 2» не будет запущен в этом году, теперь велика», – считает старший директор группы по природным ресурсам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Основной объем газа в ЕС сегодня идет по первому «Северному потоку», мощность которого, так же как у «Северного потока – 2», составляет 55 млрд куб. м в год. Маринченко также обращает внимание на то, что газотранспортная система (ГТС) Украины (РФ законтрактовано 40 млрд куб. м в 2022 г.) и газопровод Ямал – Европа (мощность 33 млрд куб. м) сейчас не загружены полностью, поэтому возможности нарастить объемы поставок у «Газпрома» есть, если компания сочтет это нужным.

Ямал – Европа с декабря 2021 г. работает в режиме реверса, то есть газ поставляется из Германии в Польшу, а украинская ГТС в январе 2022 г. была загружена лишь наполовину от максимального суточного объема в 109 млн куб. м (см. номер от 16 февраля). 22 февраля «Газпром» намерен прокачать по территории Украины 49,8 млн куб. м, следует из данных «Оператора ГТС Украины». «Северный поток – 2» – более оптимальный маршрут транзита, чем Украина, тем не менее он создавал избыточные транспортные мощности. В этой связи «Газпром» от того, что новый трубопровод не запускается, существенных дополнительных издержек не несет», – говорит Маринченко.

Заместить российский трубопроводный газ ЕС активно пытается поставками из Норвегии и сжиженным природным газом (СПГ) из США. В частности, министр финансов Германии Кристиан Линднер в интервью Financial Times в феврале 2022 г. сообщал, что ФРГ сейчас строит два новых СПГ-терминала – в Брунсбюттеле (Шлезвиг-Гольштейн) мощностью до 8 млрд куб. м в год и на севере страны на 12 млрд куб. м в год.

Персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Павел Макаров подсчитал, что в 2021 г. США поставили в ЕС около 100 млрд куб. м в виде СПГ, еще 120 млрд куб. м европейцы купили в Норвегии. Евросоюз в ближайшее время не сможет заместить поставки российского газа за счет СПГ, даже с учетом импорта из США, признавала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, ЕС импортирует около 90% потребляемого газа и примерно 40% от объемов импорта приходится на российский газ.

По оценкам Маринченко, если поставки «Газпрома» в Европу ограничатся объемами долгосрочных контрактов (как это было на протяжении второй половины 2021 г. и в начале 2022 г.), то стоимость 1000 куб. м будет находиться в диапазоне $500–1000. Цены на газ 22 февраля сильно не выросли, как можно было бы ожидать в ответ на резкое усиление опасений по поводу потенциального вторжения РФ на территорию Украины, согласен Макаров из «БКС Мир инвестиций».

По мнению Маринченко, «Газпром» в среднесрочной перспективе ничего не теряет из–за проволочек с запуском «Северного потока – 2», а лишь выигрывает на фоне дорогого газа в ЕС. В 2021 г. средняя стоимость экспортируемого компанией трубопроводного газа выросла до $274 за 1000 куб. м со $140 в 2020 г., а для европейцев в декабре российский газ подорожал в 4–5 раз («Ведомости» писали об этом 13 февраля). «Но в долгосрочном плане для компании это чревато потерей доли рынка – Европа теперь с удвоенной силой продолжит диверсификацию поставок газа и переход на ВИЭ», – резюмировал он.

Авторы: Александр Волобуев, Матвей Катков, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 22.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики