Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Не все европейские страны хотят гибели «Северного потока-2»

Игорь Юшков: Не все европейские страны хотят гибели «Северного потока-2»

Cейчас европейцы будут принимать стратегическое решение — его нельзя будет поменять из-за состояния газового рынка

Немецкие политики пока не пришли к единой позиции относительно будущего газопровода «Северный поток-2». В частности, министр экономики ФРГ и вице-канцлер Роберт Хабек в эфире телеканала ARD заявил, что проект «Северный поток-2» могут полностью остановить: «Это тоже может произойти. Сегодняшняя мера не является санкционной в узком и строгом смысле слова… Но это все еще возможно. Мы координируемся с европейскими и американскими партнерами», — цитирует Хабека ПРАЙМ. При этом позже он сказал, что заморозка «Северного потока-2» не означает, что проект никогда не будет введен в эксплуатацию. В эфире радио Deutschlandfunk Хабек высказал мнение, что Германия может полностью отказаться от российского газа.

Глава комитета бундестага ФРГ по климату и энергетике Клаус Эрнст в беседе с РБК отметил, что решение немецкого правительства о приостановке сертификации «Северного потока-2» несет с собой проблемы, поскольку такая мера затрагивает и Европу: «Я считаю это лицемерием [решение канцлера Германии Олафа Шольца об остановке сертификации „Северного потока-2“], потому что в последнее время США увеличили импорт нефти из России. Я не слышал, чтобы их как-то ограничивали», — напомнил Эрнст. Парламентарий рассказал, что запуск трубопровода позитивно сказался бы на более чем десяти странах. Однако теперь есть риск того, что в Германии заметно вырастут цены на газ, поскольку Берлину придется покупать более дорогой и менее экологичный СПГ у Вашингтона или же российское сырье по завышенным ценам из-за транзита через Украину. О том, как будет развиваться ситуация с запуском газопровода «Северный поток-2» и с поставками российского газа в Евросоюз, «НиК» спросил у ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игоря Юшкова:

«Северный поток-2» всегда был одним из первых в очереди на санкционное давление, США всегда призывали к этому. В июле 2021 года на последней встрече Ангелы Меркель и Джо Байдена было подписано совместное заявление. В нем содержится пункт о том, что в случае нового акта агрессии России по отношению к Украине или применения Москвой энергетического оружия Германия должна будет ввести санкции на национальном уровне, а также их следует принять на уровне Евросоюза. Сейчас западные политики решают вопрос, следует ли признать актом агрессии то, что Россия признала ДНР и ЛНР и подписала с ними коллективный договор о безопасности. Пока идут неоднозначные комментарии даже со стороны США. Есть мнение, что это не является актом агрессии, поскольку эти территории и так контролировала Россия. Они не видят ничего нового. Если же посчитают признание ЛНР и ДНР актом агрессии, тогда шансы на введение официальных санкций в отношении «Северного потока-2» довольно велики.

Однако пока остановка процесса сертификации газопровода указывает на то, что решения еще не принято даже на национальном уровне в Германии.

Таким образом, эта остановка позитивна для проекта. Тем не менее шансы, что в отношении «Северного потока-2» введут официальные санкции, повышаются. Сейчас европейцы пытаются проработать дифференцированную модель, привязать развитие дальнейшей ситуации к санкционным пакетам. То есть более мягкий вариант, без боевых действий и попыток расширить территорию ДНР и ЛНР, и более жесткий при расширении территорий. Дискуссия в Евросоюзе именно об этом. При этом в ЕС есть страны, которые хотели бы минимизировать конфликт с Россией, поскольку от санкционных пакетов пострадают и сами европейцы. Безболезненные для себя санкции они уже использовали в 2014-15 годах. Сейчас идет полемика между сторонниками рационального подхода и ястребами. Очевидно, что Прибалтика и Польша за жесткие санкции: Варшава, например, предлагает закрыть и первый «Северный поток». В Италии и Германии настроения другие. Эти страны не хотели бы губить «Северный поток-2». Кстати, против санкций высказывается и Португалия, поскольку большие экспортные объемы их вина идут в Россию.

Европейские страны понимают, что сейчас Россия не будет ограничивать поставки газа в ЕС, а ужесточать продовольственное эмбарго, то есть закрывать свои рынки сбыта.

В то же время сейчас европейцы будут принимать стратегическое решение — его нельзя будет поменять из-за состояния газового рынка. Оно будет привязано к действиям России, и в ЕС прекрасно осознают, что ни Крым, ни Донбасс к Украине не вернутся. Таким образом, новые ограничения должны будут вводиться на долгие годы, а может быть и навсегда. Если под эти ограничения попадет и «Северный поток-2», он вообще не будет работать, так как процесс признания Крыма и Донбасса Россией в обратную сторону не пойдет.

Европе надо будет в ближайшие месяцы закачивать в опустошенные хранилища много газа. Однако «Северный поток-2» не является единственным транспортным коридором для поставок. Поэтому введение санкции в отношении этого газопровода не означает отказ от импорта российского газа в ЕС. Имеющихся газопроводов достаточно для подготовки Евросоюза к отопительному сезону».

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: OilCapital.ru, 23.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики