Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Механизм демпфера позволил ценам на бензин и дизель в РФ не реагировать на геополитику

Механизм демпфера позволил ценам на бензин и дизель в РФ не реагировать на геополитику

Биржевые цены на бензин и дизель не показали реакции в условиях геополитического давления. Как санкционный ответ Запада отразится на внутренней стоимости топлива в долгосрочной перспективе, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Реакция оказалась сдержанной

В четверг, 24 февраля, в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин и дизельное топливо показали минимальную реакцию на геополитическое обострение на востоке Украины.

Котировки топлива умеренно повышались, однако это движение вполне соответствовало динамике, которая обычно наблюдается в преддверии весеннего сезона. При этом стоимость сжиженных углеводородных газов, которые в основном направляются в южные регионы страны, показала большую волатильность.

В России цены на топливо не привязаны к стоимости нефти на мировом рынке, и корреляция в таких условиях практически отсутствует. Государство регулирует стоимость энергоресурсов за счет механизма демпфирующей надбавки, сообщил изданию ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Биржевая стоимость АИ-92 в течении прошлой торговой сессии увеличилась на 0,55% и достигла 52 579 рублей за тонну, цена АИ-95 прибавила 0,89%, составив 55 216 рублей за тонну, котировки дизельного топлива выросли на 0,9%, что привело их значение к 57 987 рублям за тонну.

Подобная тенденция наблюдается с начала недели, что в том числе объясняется сезонным фактором. Не стоит исключать и того, что последствия спецоперации России в Донбассе окажут свое воздействие в долгосрочной перспективе.

Рост цен контролирует государство

«Система работает так, что нефтяные компании получают от властей разницу между тем, что они могли бы получить на внешних рынка при экспорте сырья, и тем, по какой цене продукт реализуется на внутреннем рынке», – рассказывает Юшков.

Эксперт отмечает, что существенного скачка спроса на нефтепродукты в России и какой-то паники на фоне геополитики не последовало. Граждане не боятся, что топливо в стране может закончиться, тогда как у военных свои способы закупки.

«Уровень предложения на внутреннем рынке также остался в районе прежних значений, поэтому биржевые котировки бензина и дизеля не показали аномальной динамики в условиях отсутствия какого-либо изменения», – замечает Юшков.

Специалист утверждает, что на товарно-сырьевой бирже обычно нет спекуляций как таковых, в отличии от того, что мы можем наблюдать, к примеру, на фондовом рынке. Поэтому на внутреннем рыке пока никаких изменений цен на топливо ждать не стоит.

«Стоимость сырья продолжит расти в рамках прежней динамики, но государство ограничит повышение в рамках среднего уровня инфляции в стране. Однако в долгосрочной перспективе санкционные ограничения могут коснуться и внутреннего рынка», – считает Юшков.

Запреты окажут влияние в перспективе

Представитель фонда указывает на то, что запрета на экспорт энергоресурсов со стороны Запада нет. Сообщения об отказах получать российские поставки скорее выступают частью информационного давления. Если бы нефть у поставщиков РФ не забирали, то мы бы увидели, как останавливается отгрузка в портах.

«У отечественных компаний нет нужды реализовывать добытые объемы на внутреннем рынке из-за переизбытка производства. При этом нужно смотреть на то, какие ограничения будут применяться на практике вдолгую», – констатирует Юшков.

Эксперт ссылается на то, что необходимо понять, действительно ли оборудование, которое теперь будет запрещено поставлять в Россию, настолько востребовано, что его нельзя заменить. Это отразится на объемах добычи углеводородов в ближайшие полгода-год.

«Введенные санкции направлены на то, чтобы в дальнейшем повысить себестоимость добычи нефти в РФ, что сделает меньшее количество проектов рентабельными. Предложение со стороны государства в таких условиях будет снижаться вместе с доходами сектора, но очень планомерно», – заключает Юшков.

Автор: Евгений Рюмкин

Источник: Экономика сегодня, 25.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики