Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Углеводородный» ответ России на западные санкции: можно, но сложно

«Углеводородный» ответ России на западные санкции: можно, но сложно

Все чаще звучат экспертные мнения по поводу возможного ответа России на западные санкции, введенные в связи со спецоперацией РФ по защите Донбасса. В числе вариантов – предложение прекратить или ограничить российский экспорт нефти и газа странам Запада

«Московская газета» обсудила вопрос с экспертами.

Если раньше сценарий развития событий, при котором Россия ограничивает поставки углеводородов на Запад, мог показаться фантастическим, теперь его можно рассматривать, отметил в беседе с корреспондентом «Московской газеты» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Это – радикальный сценарий, но ставки настолько высоко поднимаются, что исключать его нельзя. Со стороны Запада мы видим, что он ни перед чем в плане санкционного давления не останавливается: там запрещено использование счетов ЦБ, они попытаются заблокировать золотовалютные резервы России. Я думаю, российское руководство вполне может рассматривать и сценарий прекращения поставки углеводородов, но это, в свою очередь, приведет к глобальному энергетическому кризису и больно ударит, в том числе, и по нам самим, — полагает эксперт. — Все «безболезненные» санкции введены в 2014-2015 годах. Теперь обмен ударами обоюдно болезнен и для Запада, и для нас. Европа – наш основной рынок сбыта, примерно 40% доходов в бюджет у нас – от нефтегазовой отрасли, за счет поставок углеводородов в Европу и США. Для нас это сокращение дохода, для них – энергетический кризис».

В этом случае, по мнению собеседника издания, заменить Россию на энергетических рынках никто не может — в Европе будет энергодефицит.

«Если Россия прекращает поставлять углеводороды тем странам, которые ввели против нас санкции, в этом сценарии будет глобальный кризис. Мы экспортируем 175 миллиардов кубов только в Европу. Есть Турция – 20 миллиардов кубов. Наши объемы поставить никто не может. Возникнет глобальный дефицит газа. Мы увидим цены не то, что 2 000 долларов, а 10 000 долларов за тысячу кубов. Если мы не сможем экспортировать нефть в Европу, там могут быть цены и 200 долларов за баррель. Как европейцы будут это переживать? Можно перейти на уголь. Но крупнейший поставщик угля – это тоже Россия. Если Россия будет ограничивать поставку углеводородов, то это коснется не только газа, но нефти и угля. Видимо, энергия будет поставляться европейским потребителям «по часам», — подчеркнул Игорь Юшков.

Никогда в истории Россия не предпринимала подобных мер, отметил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности:

«Даже во время конфликта с Грузией, мы не прекращали поставки ни в саму Грузию, ни транзитом через Грузию в Армению. И сейчас мы не останавливаем поставки газа – и для Украины они идут, и через Украину в Европу. Эти поставки даже увеличились практически вдвое в течение последних дней, несмотря на происходящее. Россия показывает себя как надежный поставщик. При этом Запад и сам оставляет энергетику «за скобками» конфликта. Официальных санкций против «Северного потока-2» нет: его остановили бюрократической уловкой — забрали документы, необходимые для продолжения сертификации, и вот без полного пакета документов немецкое федеральное агентство не может продолжать сертификацию. Но официального запрета нет. Мы видим, что вводят санкции против российских банков, запрещена передача денег, но если это деньги за оплату поставок углеводородов, то можно. Однако отрицать, что в сферу конфликта может со временем попасть и энергетика, нельзя».

Потеряв западный рынок углеводородов, Россия сможет переориентироваться на Китай, но только частично, а российский внутренний рынок потребления нефтепродуктов и так насыщен до предела, говорит специалист.

«Наши газопроводы идут в основном в Европу. Хотя есть еще газопровод на Китай и два СПГ-завода. Но газопроводы в Европу нельзя «развернуть»: от российских месторождений газа, находящихся в Западной Сибири, они построены только в этом направлении. С нефтью проще: со временем можно переориентировать поставки, заменить рынки сбыта, нефть можно залить в танкер и отвезти в Азию. Но на внутренний рынок ее не деть. Мы и так перерабатываем половинку нефти, которую добываем. Только 30% идет на внутренний рынок. Мы же не купим себе по десять машин одновременно, чтобы на всех ездить и потреблять бензин. Может быть, теперь нефть на внутреннем рынке подешевеет, но вряд ли. У нас в стоимости литра бензина порядка 70% – всевозможные налоги и сборы. Бензин подешевеет, только если государство этого захочет, а государству и так неоткуда брать деньги», – отметил Игорь Юшков.

Эффект от «углеводородного» ответа на западные санкции будет, но не такой сильный, поскольку на нефтяной рынок выходит арабская нефть, считает руководитель Экспертной экономической группы Евсей Гурвич.

«Сейчас, возможно, будет заключено соглашение с Ираном. Будет приостановлена их основная ядерная программа, в обмен на это снимут санкции с поставок иранской нефти. Они меньше, чем поставки России, но все-таки довольно большие. А у Саудовской Аравии есть возможности нарастить добычу нефти», — сказал эксперт.

По мнению Гурвича, Россия не сможет отказаться от поставок нефти на Запад в полном объеме, поэтому мировое сообщество сможет, хоть и с трудом, найти углеводородную альтернативу.

«Вы видите, что происходит с курсом рубля. Если сильно сократить экспорт нефти будут проблемы и у западных потребителей, но и у нас будут серьезные проблемы. Будет острый дефицит валютных доходов. Сейчас порядка 40% федерального бюджета – это доходы от нефти. Мы вряд ли сможем прекратить поставки полностью, а частичное их прекращение смогут компенсировать Иран и Саудовская Аравия», — добавил собеседник сетевого издания «Московская газета».

Автор: Николай Васильев

Источник: Московская газета, 01.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики