Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Wintershall Dea пытается любой ценой удержаться на российском рынке

Wintershall Dea пытается любой ценой удержаться на российском рынке

Компания заявила о списание инвестиций в «Северный поток-2» и прекращении планирования новых проектов в России. Однако в текущих проектах компания все же останется. И причина этого далека от озвученной официально.

Сегодня стало известно, что один из главных партнеров «Газпрома» в Европе — немецкая компания Wintershall Dea — спишет 1 млрд евро инвестиций в «Северный поток-2». Озвученная причина — ситуация на Украине. Кроме того, правлением «дочки» BASF было принято решение, что компания не будет реализовывать новые проекты на территории России, но при этом останется в существующих.

Wintershall Dea продолжит работу в GASCADE Gastransport GmbH (управляет сетью газопроводов протяженностью 3 200 км в ФРГ, важнейшая инфраструктура для транспортировки газа в Германии и Европе). Также компания останется участником проектов по добыче природного газа на Южно-Русском месторождении (СП «Севернефтегазпром») и разработке ачимовских залежей Уренгойского НГКМ.

Загадка банкротства Nord Stream 2 AG

Можно было бы предположить, что военная операция на Украине дала понимание немецкой компании — «Северный поток-2» реализован не будет. По крайней мере в ближайшей перспективе. Однако ситуация несколько сложнее. 

Wintershall Dea дала в кредит чуть менее миллиарда евро на строительство компании-оператору «Северного потока-2» Nord Stream 2 AG. Но так как на данном этапе «Северный поток-2» «заморожен», и неизвестно, когда он будет и будет ли вовсе запущен, европейским кредиторам в ближайшей перспективе не смогут компенсировать инвестированные в проект деньги за счет осуществления транспортных поставок газа. Возможно, в следствие этого, в отчетности Wintershall Dea выданные оператору проекта кредиты будут теперь отражены как невозвратные, заметил, комментируя ситуацию «Эксперту» ведущий аналитик Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Но есть еще один нюанс. Несколько дней назад в СМИ стала активно появляться информация, что компания Nord Stream 2 AG может начать процедуру банкротства. Несмотря на то, что оператор данную новость не подтвердил, подобный исход все-таки возможен. На это косвенно может указывать и заблаговременное списание средств Wintershall Dea.

«Если банкротство будет, то это означает, что Nord Stream 2 AG возвращать полученные средства не намерена. И решение о списании может быть напрямую связано с данной ситуацией. Возможно, с нашей стороны были обозначены определенные границы: ну, давайте — мы обанкротимся, а у вас в Европе будут дополнительные миллиардные убытки. В случае если «Северный поток-2» все же начнет работу, то тот факт, что европейские компании выйдут из Nord Stream 2 AG, ни на что не повлияет. Они же просто инвесторы. Но если Nord Stream 2 AG пройдет процедуру банкротства — это уже будет забавно. Станет понятно, что мы “со всей любовью к нашим западным партнерам”, но когда они начинают вести себя вот так, как сейчас, то наше терпение заканчивается», — описал «Эксперту» ситуацию заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. 

Потрясены до основния

Если списание средств Wintershall Dea в такой конфигурации выглядит логичным шагом, то заявления компании о причинах остаться на рынках России звучат, как минимум, любопытно.

Так, в личном заявлении председатель правления Марио Мерен подчеркнул, что события на Украине «до основания потрясли основы работы компании в России», что «знаменует собой поворотный момент». Однако компания решает остаться в текущих совместных проектах с «Газпромом», так как они совместно «производят природный газ для энергоснабжения Европы».

На деле, подчеркивают эксперты, полный уход европейских нефтегазовых компаний с рынка РФ нанес бы масштабный урон не потребителям Европы, а самим компаниям. Тем более, Wintershall Dea пользовалась большими преференциями в России. 

Немецкая компания стала чуть ли не единственным примером, когда «Газпром» допустил иностранцев в проект по добыче. Само сотрудничество находилось в активной стадии за счет программы обмена активами: немцы получали все больше долей в российских «добычных» активах, а «Газпром» получал доли в газовых сбытовых активах в Германии, напомнил Игорь Юшков.

«Поэтому, конечно, выход, особенно — экстренный, предполагает огромный ущерб бизнесу. Но в условиях развернувшейся истерии им нужны благообразные объяснения для политической тусовки и оголтелой публики, почему они продолжают работать в России», — заявил «Эксперту» заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

Во имя чудовищной выгоды

«Надо понимать, что все те компании, которые сохраняют присутствие на российском рынке, делают это не из-за горячей любви к России. А потому, что эти проекты для них не просто выгодны, а чудовищно выгодны. Если бы на BP и Shell не было оказано дополнительного давления, они бы тоже не стали из действующих проектов выходить. Видимо, давление на немецкие компании существенно меньшее, чем на датско-британские и британские, а также компании с американской пропиской. Но так как есть определенный политический контекст, им приходиться произносить речи о том, что “мы бы с радостью взяли и ушли, однако, сейчас никак, но обещаем — ни копейки в эту РФ не будет вложено”», — заметил Александр Фролов.

Даже людям, далёким от мира энергетики, очевидно, что при поставках топлива «молекулы метана не помечаются штампом о том, что идут именно с тех месторождений, где задействована Wintershall Dea», заметил эксперт.

«Так что эти заявления — это просто попытка сохранить лицо и сказать о том, что да, они готовы уйти, но есть сдерживающие их порыв внешние обстоятельства. Впрочем, пока нет ни одной причины заявлять, что с их уходом Европа почему-то перестанет получать газ. В целом, если на них не будут давить, то пусть остаются. Это все же старый партнер “Газпрома”, с которым много лет велось сотрудничество, успешное и полезное для обоих сторон», — заключил Александр Фролов.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 03.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики