Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик рассказал, к чему приведёт полный отказ Запада от российских нефти и газа

Аналитик рассказал, к чему приведёт полный отказ Запада от российских нефти и газа

Байден не исключает санкции и в сфере энергоресурсов

Что будет, если Запад полностью запретит поставки российских нефти и газа, и возможен ли вообще такой отказ — об этом ForPost рассказал Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ.

На волне новых санкций против Москвы на Западе зазвучали призывы ввести также полный запрет на поставки российских нефти и газа. Об этом заявил британский премьер-министр Борис Джонсон, к такому же шагу призвали американские сенаторы-демократы и украинские чиновники. И если раньше президент США Джо Байден не спешил говорить о подобных ограничениях, то накануне, отвечая на вопрос журналистов о возможности запрета импорта нефти и газа из РФ, сказал, что он не исключает никаких вариантов.

Игорь Юшков сразу поясняет: в Штатах внутренний рынок топлива устроен так, что цены на нефть на мировых рынках напрямую влияют на её стоимость на американском внутреннем. США не хотят каких-то ограничений экспорта российских ресурсов, в том числе и чтобы не росли цены на нефть, но всё же не только поэтому.

«Россия сейчас конкурирует с Мексикой за второе место по объёмам поставок в США, и в случае отказа от нашей нефти американцам придётся искать замену — других поставщиков», — говорит аналитик.

 

По его словам, в случае запрета весь рынок может перестроиться в течение года: российские объёмы уйдут на азиатские рынки и в Южную Америку, а те, кто поставлял в указанные регионы, перейдут на европейский рынок и США. Игорь Юшков говорит, что, если формулировка запрета на покупку нашей нефти будет лёгкой — не по происхождению, а именно у российских компаний, — то тогда мировой рынок просто превратится в некий глобальный рынок своповой операции.

Эксперт пояснил, как это может выглядеть. В этом случае наша сторона передаёт какой-нибудь иностранной компании, например ближневосточной, право собственности на определённый объём нефти, а она нам в ответ передаёт право собственности на такой же объём своей нефти, которая находится ближе к Азии. В итоге все в выигрыше: нам не надо физически везти нефть из России в Азию, а нашим партнёрам — с Ближнего Востока в Европу.

«То есть мы будем так же поставлять на европейские НПЗ свою нефть, и им даже не придётся ничего перенастраивать, — объясняет Игорь Юшков. — Формально будет выглядеть так, что российские компании отгружают только на азиатские рынки, а ближневосточные — только в Европу. То есть могут происходить взаимозамены».

 

Аналитик говорит, что сложность будет в другом: если нефтегазовая сфера окажется затронута санкциями, то сразу начнётся раскрутка.

«Сложно себе представить, что обмен санкционными ударами пойдёт только по одному какому-то углеводороду — сразу же подключатся и все другие, — говорит Игорь Юшков. — Например, если европейцы сократят закупку российского газа в виде санкций, Россия скажет: «Тогда мы вообще не будем вам поставлять». А если они заявят, что вообще не будут покупать у нас газ, Москва ответит: «Тогда мы вам и уголь не будем поставлять».

 

Может ли даже теоретически Европа отказаться от российского газа прямо сейчас? Аналитик утверждает, что фактически это нереально. Как пример он приводит объём поставок прошлого года — без учёта Турции это 150 миллиардов кубов. В случае отказа от российского газа надо будет искать ему замену, а вернее, производителя, который сможет дополнительно добыть такой же объём, так как вариант перенаправить газ в Европу с других рынков — невозможен.

«Другие рынки — Китай, Япония, Южная Корея, например, — они что будут делать, они-то как будут жить? — задаёт вопрос аналитик. — Поэтому нужно добыть эти 150 миллиардов кубов. А мир и так добывает по максимуму — ни у кого нет запасов для увеличения производства, 150 миллиардов кубов где-то взять невозможно».

 

Игорь Юшков отмечает, что сейчас не поможет Европе и переориентация поставок сжиженного газа (СПГ) с других рынков.

«Возникает вопрос: как он чисто физически зайдёт на европейский газовый рынок. Страны, куда Россия поставляет трубопроводный газ, имеют СПГ-терминалы, но они используются, и свободных мощностей в них примерно на 70 миллиардов кубов. А Россия, напомню, в прошлом году поставила 150 миллиардов. И при полной замене трубопроводного газа на СПГ где взять Европе ещё столько же свободных мощностей, которые имеются сейчас?» — вновь задаёт вопрос эксперт.

 

Он делает вывод, что заменить российский газ поставками другого производителя или СПГ пока невозможно.

«Это же нужны годы, чтобы построить дополнительные СПГ-терминалы, чтобы увеличить добычу и так далее. Годы! А тут речь идёт, чтобы сейчас отказаться», — говорит Игорь Юшков.

 

Аналитик оценивает и другой возможный вариант отказа Европы от российского газа — смежный, когда газ может быть заменён не другим газом, а другим видом топлива. И первое, что стоит на очереди, — это уголь. Но эксперт напоминает, что на европейском рынке Россия является крупнейшим поставщиком и этого ресурса.

«И естественно, если будут введены санкции против российского газа, Москва введёт санкции, запрещающие поставлять в Европу уголь. То есть им надо будет замещать и тот российский уголь, который они сейчас потребляют, и искать гигантские объёмы какого-нибудь другого угля, чтобы заменить им российский газ, — продолжает Игорь Юшков. — Я уже не говорю, что Европе надо будет забыть про все цели сокращения выброса парниковых газов — эта история вообще закроется».

 

Аналитик отмечает, что европейцам, конечно же, не хотелось бы всего этого делать, но и России не хочется терять западные рынки сбыта.

«У нас всё-таки 40 процентов доходов федерального бюджета — в нормальном состоянии, до санкций, — были от нефтегазовой сферы. Поэтому это жизненно важно и для нас. Это обоюдоострые вопросы, и никому не хотелось бы дойти до остановки торговли углеводородами», — резюмирует Игорь Юшков.

Источник: ForPost, 03.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики